Абстрактное воплощение зла
Основной темой пьесы является распад семейных связей в условиях буржуазного общества. Отношения между людьми, их поведение и поступки определяются в пьесе тем же «социальным двигателем» — властью денег. Главная героиня пьесы Гертруда продала себя богатому старику, бывшему наполеоновскому генералу Граншану, в надежде на его скорую смерть. В течение двенадцати лет она лицемерно играет роль любящей и верной жены, изменяя мужу, введя в дом своего любовника Фердинанда. Волевая, страстная натура, Гертруда готова любыми способами бороться за свою любовь. Она выступает в пьесе как носительница злого начала. Но Бальзак рисует не абстрактное воплощение зла, а сложный характер. В мире денежных отношений естественные человеческие чувства оказываются извращенными; ложь опутывает все поступки героини, на каждом шагу она вынуждена нарушать законы нравственности и человечности, являясь в то же время трагической жертвой реальных жизненных обстоятельств. Та же тема раскрывается на колоритном образе Годара — искателя руки богатой наследницы, дочери генерала Граншана Полины.
Циничный и наглый, движимый голым денежным расчетом, Годар воплощает типические черты французского буржуазного общества. Реалистичен и многогранен также образ генерала Граншана. Нежный отец и любящий муж, слепо верящий в верность Гертруды, он в то же время показан Бальзаком в его конкретной общественной практике. Преданность памяти Наполеона не мешает Граншану наживаться на поставках сукна королевской армии Бурбонов. Тупой политический фанатизм генерала играет роковую роль в развитии конфликта и становится одной из важнейших причин трагической развязки пьесы. Симпатии Бальзака на стороне молодых влюбленных — Полины и Фердинанда, которым чужд политический фанатизм и денежный расчет. Их любовь носит характер свободного от всяких общественных условностей человеческого чувства. Но Бальзак стремится дать реалистическую обусловленность и этих характеров. Полемически звучат их имена. Фердинанд неизбежно вызывает ассоциации с героем «Коварства и любви» Шиллера, а образ Полины перекликается с образом одноименной героини раннего романа Бальзака «Шагреневая кожа». Однако, в отличие от своих безупречно благородных прообразов, герои Бальзака, становясь жертвой реальных обстоятельств, вынуждены бороться за свою любовь, прибегая к методам, привычным для буржуазного мира. Таким образом, сталкивающиеся в пьесе силы — это живые, сложные, сильные характеры, порожденные социально определенными обстоятельствами.
В пьесе, написанной уже после февральской революции 1848 года и поставленной накануне июньских событий — этой первой великой битвы двух классов буржуазного общества, — тема революционной борьбы не ставится. Но разоблачительная антибуржуазная мысль звучит в этой драме с большой силой и определяет все развитие действия. Бальзак делает причиной гибели своих положительных героев конкретные социальные факторы. Лежащая на поверхности любовная фабула служит фактически средством выявления антигуманистической природы буржуазного общества. Хотя в «Мачехе» Бальзак не дал положительной политической программы и завершил пьесу торжеством нравственной правды, но в момент установления республиканского режима одновременная дискредитация им бонапартизма и легитимизма придавала пьесе политическую актуальность и злободневность. Эта реалистическая драма, напряженное действие которой определяется столкновением сильных характеров и глубоким раскрытием внутреннего мира героев, свидетельствовала о крепнущем мастерстве Бальзака-драматурга. В 1840-е годы непрерывно возрастает интерес Бальзака к театру. Среди замыслов этих лет — историческая трагедия «Петр и Екатерина», комедия «Оргон», народные драмы «Ричард Губчатое сердце» и «Король нищих». Эти замыслы Бальзак не успел осуществить, но оставшиеся наброски свидетельствуют о глубине проблематики, о стремлении к широкому охвату жизненных явлений, об ориентации на великие реалистические образцы. Так, в пьесе «Оргон» Бальзак возвращается к «Тартюфу» Мольера, своеобразно переосмысляя сюжет и характеры знаменитой комедии.