Айра Олдридж

В 1850-х годах Олдридж совершает длительную гастрольную поездку по различным странам Европы. Особенно большой успех он имел в Германии. Но этот успех померк перед тем триумфальным приемом, который был оказан великому трагику в России в 1858 году и во все последующие годы, вплоть до его смерти.

Айра Олдридж — первый американский актер, завоевавший мировую известность своим реалистическим исполнением шекспировских ролей. Олдридж сумел по-новому раскрыть Шекспира. Романтически вычурной, условно подчеркнутой трактовке, столь широко утвердившейся у многих актеров той поры, он противопоставил жизненную правдивость, исполненную подлинно шекспировской мудрости и глубины.

Всю свою творческую жизнь Олдридж отдал служению Шекспиру. Наиболее близким ему шекспировским образом был Отелло. Олдридж потрясал зрителя мощью своего темперамента и в то же время мягкой эмоциональностью; эти черты вскрывали противоречивый характер мавра, его неукротимость, сочетавшуюся с простодушием и добротой.

История мирового театра знает многих блистательных исполнителей Отелло. Степень их одаренности и мастерства, трактовка роли были различными. Но всех их объединяла принадлежность к белой расе, не испытавшей на себе ужасов дискриминации, столь знакомой негру Олдриджу. Вот почему он занимает среди них особое место. Отелло для Олдриджа — не только шекспировский герой. Отелло—это он сам, с его душевной болью, жаждой добра и справедливости, с его страстным желанием раскрыть подлинную сущность «черного» человека.

Олдридж поднимался в этой роли до социального обобщения, приобретавшего особенно сильное общественное звучание в 1850—1860-х годах. Олдридж — Отелло олицетворял собой угнетаемый негритянский народ, отстаивающий свое человеческое достоинство и стремящийся к равноправию и свободе.

Весьма удачен был Олдридж также в ролях, более далеких от него по своему внутреннему и внешнему облику,— Лира, Макбета, Шейлока. Актер-гуманист Олдридж, оставаясь верным историческому правдоподобию, старался найти и показать в своих героях положительные черты. Он неизменно стремился к раскрытию существа характеров героев Шекспира, к наиболее убедительному показу логики их поведения, сложности их внутреннего мира. Шейлок наделяется им не только отрицательными чертами, но также нежной отцовской любовью и великой скорбью человека, олицетворяющего собой преследуемый народ.

Создавая образ Лира, Олдридж исходил из его основных человеческих качеств: всепоглощающей отцовской любви и доверчивости, приводящих к ослеплению, которое влечет за собой жестокое разочарование. Лир добр. Но он вспыльчив. Поэтому понятно его исступление, когда обнаруживаются низость и вероломство его старших дочерей. Помешательство Лира всюпринимается как неизбежное логическое завершение развития характера.

Роль Макбета, по мнению Олдриджа, была его крупнейшей удачей. Он поражал зрителей даром перевоплощения, умением полностью подчинить свою южную горячую натуру образу сдержанного сумрачного северянина. Казалось, вместе с гримом (мастером которого себя показал Олдридж), менявшим до неузнаваемости его внешний облик, рождался новый человек, суровый и честолюбивый воин, обуреваемый жаждой власти. Этот сложный и чуждый ему по духу образ великий актер раскрывал с поразительной психологической и исторической логикой, сохраняя при этом простоту и естественность своей исполнительской манеры.

Пламенный темперамент и исключительно живая эмоциональность сочетались у Олдриджа с абсолютным самоконтролем, с владением своим творческим самочувствием на сцене, своим телом, голосом, мимикой.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!