АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
Положение итальянского театра и во второй половине XIX века продолжало оставаться тяжелым. Италия по-прежнему не имела постоянных стационарных театров. По стране разъезжали бродячие труппы, иногда существовавшие всего один-два сезона. Такая труппа складывалась обычно вокруг ведущего актера — капокомико, который одновременно являлся и ее директором.
Общее состояние итальянского театра вынуждало лучших его представителей почти всю жизнь проводить в заграничных поездках. Это неизбежно приводило к элементам гастролерства. Труппы, создаваемые на время турне, были порою весьма слабы. Даже величайшие из итальянских актеров не ставили перед собой задачи ансамблевого спектакля.
Жалкие материальные условия, в которых находились итальянские труппы, приводили к смешным и печальным результатам. Сальвини с горечью перечисляет некоторые из них: плохо написанные или заплатанные декорации; разрозненный, случайный реквизит; грубые невежественные статисты; оркестр, играющий в антрактах трагедий штраусовские вальсы; стук экипажей и ругань кучеров, слышные с улицы; возмущение публики, когда делается перерыв для смены декораций или костюмов; суфлеры, которых публика слышит раньше, чем артисты; семечки, которые зрители щелкают во время самой патетической сцены; громкие реплики «остряков» из публики; болтовня дам в ложах; шумное хождение за кулисами во время действия и многое другое и тем не менее огромный подъем национально-освободительной борьбы, длившейся десятилетиями, привел к тому, что актерское искусство Италии после 1848 года переживает мощный расцвет. Его значение выходит за рамки Италии и принимает международный характер. Ведущим началом сценического стиля становится реализм.
Особенность драматургии первой половины века была в ее политической направленности. Актерское искусство должно было подтягиваться к ней. Густаво Модена провозгласил необходимость для актера быть гражданином, патриотом, страстностью своего гражданского пафоса одухотворять литературные образы, чтобы возжечь в груди зрителей героический порыв.
После поражения революции гражданские героические мотивы в драматургии начали мало-помалу уступать место изображению быта, своеобразной морали практицизма, теории «малых дел». Но актерское искусство в лице выдающихся учеников Модена—Ристори, Росси и Сальвини — вопреки измельчанию драматургии ведет борьбу за передовые обществен-ные идеалы, поддерживая и распространяя заветы своего учителя. Этому продолжают служить произведения Альфьери и романтиков. Этому содействует пламенный Шиллер. И наконец, на помощь могучему стремлению актеров к правде приходит Шекспир. Однако и в современной драматургии находят великие трагики материал, который они используют, чтобы апеллировать к гражданскому сознанию масс. Они используют каждую возможность в борьбе за театр как за общественную трибуну.
Талант Аделаиды Ристори (1822—1906) формировался в обстановке предреволюционного подъема. В ее творчестве прозвучал голос Италии, услышанный композитором А. Н. Серовым в «Аиде» Верди,— «Италии, проснувшейся к сознанию; Италии, взволнованной политическими бурями; Италии, смелой и пылкой до неистовства».
Жизненная и художественная задача артистки совпадали.. Ее искусство было пронизано политической страстностью. В лучших своих ролях она создавала образ мятежной, действенной личности, которая гибнет, но остается верна себе. Ристори утвердила на итальянской сцене традицию героического исполнения. Она первая открыла итальянскому театру дорогу мирового признания.
Ристори родилась в семье потомственных актеров. Третьеразрядная труппа, в которой служили ее родители, скиталась по стране. Девочке не было и трех месяцев, когда директор труппы потребовал, чтобы она приняла участие в маленькой комедии «Новогодний подарок». Ее вынесли на сцену в корзине с фруктами и жареной пуляркой, откуда она появилась с громким плачем — под смех и аплодисменты зрителей. С трех лет Аделаида уже исполняет детские роли в мелодрамах, а шести лет она была отмечена в прессе как «подающая надежды».