Антонио Фоскарини
В этой трагедии Никколини решительно выступает против деспотической власти, которая подавляет свободу, принижает народ, тем самым ослабляет Италию, способствует чужеземному нашествию. Монологи Антонио Фоскарини и его отца, дожа Венеции, полны патриотического пафоса, огромной любви к родине. Как центральная тема трагедии звучит взволнованный вопрос: «Как нам сберечь отчизну?» — и Никколини беспощадно осуждает методы знати — насилие, обман, угнетение народа, — противопоставляя им страстное свободолюбие республиканца Антонио. Антитиранические тирады этой пьесы были острозлободневны, направлены против тирании папы и австрийских властей.
Очень важным мотивом трагедии «Антонио Фоскарини» является попытка народного восстания в защиту Антонио. Правда, сенату удается легко укротить народ: вынос на площадь знамен республики заставляет толпу умолкнуть, дрог-нуть, рассеяться. Но тема народа продолжает звучать с еще большей силой в следующих пьесах Никколини. Для него главное — поднять народ на героическую борьбу с иностранными поработителями. Никколини верит, что тирания, превращающая людей в безмолвных рабов, не навсегда сломила волю народа, что наступит день, когда народ восстанет и захватчики почувствуют силу его ударов. Стремление к созданию народной трагедии привело к тому, что увлечение Альфьери, Мандзони, Байроном сменилось у Никколини острым интересом к Шекспиру и Шиллеру. Это отразилось в трагедиях, созданных Никколини в 1830—1840-х годах. В 1830 году появилась пьеса «Джованни да Прочида», в 1843 году — трагедия «Арнольд Брешианский». В промежутке между этими пьесами были написаны еще три: «Розамунда английская», «Беатриче Ченчи», в которой Никколини повторил сюжет трагедии Шелли, и «Лодовико Сфорца». «Джованни да Прочида» и «Арнольд Брешианский» — лучшие произведения Никколини. В обеих пьесах основным сюжетом становится политическая борьба: в «Джованни да Прочида» борьба сицилийцев против французского владычества в конце XIII века, в «Арнольде Брешианском»—борьба римского народа за свою свободу, против папы и императора в середине XII века. И тут и там действие развивается на фоне народных движений.
В «Арнольде Брешианском», созданном в годы революционного подъема, Никколини бесстрашно выступает против католической церкви и власти папы римского. Герой пьесы — страстный демократ и революционер, погибающий в борьбе с императором и папой. Обличительная сила пьесы, прозвучавший в ней пафос защиты демократической республики, ярко обрисованный в ней образ гордого, мужественного народного трибуна Арнольда Брешианского определили выдающееся место этой трагедии Никколини в итальянской литературе освободительной темы. В «Арнольде Брешианском» значительно усилена роль народных масс. И это продиктовано не только глубокой верой Никколини в огромные силы народа, но и тем, что в 1840-х годах в национальное движение вступили значительно более широкие массы, чем в годы карбонарской революции. Больше того, Никколини первый из итальянских романтиков показывает социальные противоречия между патрициатом и народом, в результате которых народ не хочет поддержать борьбу своих угнетателей — аристократов против захватчиков. Но, затронув таким образом объективную причину пассивности народа, Никколини полагает в то же время, что пробудить народ, поднять его на восстание может лишь могучая и деятельная личность вождя. Своеобразие развития итальянской революции, в которой долго действовали группы заговорщиков, изолированных от народа, порождало культ героя-одиночки, подвиг которого призван освободить родину. И Никколини сохранял эту традиционную веру итальянских революционеров.