Действительность хлынула на сцену

Таким образом, среда перестает быть простым фоном, на котором действует классицистский герой, а входит в сюжет, хотя еще и не на правах образующей его силы. Вскоре начинают заговаривать об историческом правдоподобии характеров. Вождь и крупнейший теоретик итальянского романтизма Алессандро Мандзони вводит понятие «исторической системы» в противовес «системе классицизма».

Действительность хлынула на сцену исторической трагедии, ломая сковывающие рамки пресловутых единств места и времени. Победа над системой классицистской трагедии была полная. Но это предвещало одновременно и поражение романтизма. Попытка объяснить логику трагедийного характера средой привела к мысли о социальноисторической обусловленности характера, то есть характера типического, отвечающего тенденциям исторического развития данной среды. А это уже станет основным законом иной литературной системы, получившей наименование реализма. Виновник этой победы романтиков над классицизмом А. Мандзони рано отходит от театра и обращается к работе над обессмертившим его имя историческим социальным романом «Обрученные» (1825—1827), проложившим дорогу становлению реалистической литературы в Италии.

Условной датой возникновения романтизма в Италии почитается по традиции 1816 год. Это справедливо лишь в той степени, что действительно в 1816 году возникла первая крупная полемика вокруг преимуществ романтизма перед классицизмом. Но самые явления романтизма, да и споры о нем — к примеру, в переписке В. Монти и мадам де Сталь — появились значительно раньше. Толчком, вызвавшим шумную полемику вокруг романтизма и классицизма, было письмо мадам де Сталь, написанное в 1815 году и обращенное специально к итальянской интеллигенции. Оно называлось «О духе и полезности переводов» и было напечатано в январской книжке журнала «Итальянская библиотека», который начал издаваться в Милане при участии мадам де Сталь, А. В. Шлегеля и Лодовико Бреме, одного из будущих лидеров итальянского романтизма. В своем письме Сталь призывала итальянских литераторов бросить наскучившее всем подражание классикам, вечную игру в мифологию. Она особо отмечала упадок итальянского театра и указывала, что итальянцы посещают теперь театры не столько для того, чтобы смотреть и воспитываться, сколько для встреч и разговоров друг с другом. Чтобы театр стал действенным, говорила Сталь, надо изгнать со сцены слезливые сентиментальные пьесы и создать новый репертуар, гражданский по своей тематике. Исходя из принципа извечной предопределенности исторических судеб нации, Сталь считала уделом итальянцев их призвание к искусствам и литературе. В возрождении национальной культуры она видела панацею от всех бед Италии (не связывая этого, однако, с политическим возрождением страны). В качестве первого шага к подъему культурного национального самосознания Сталь предлагала итальянцам обратиться к изучению и переводам новых германских литератур, и прежде всего английской и немецкой. Шекспир, Гёте и Шиллер должны открыть итальянцам глаза. По их образцу они должны строить свою современную романтическую литературу и театр. Громкая европейская известность автора этого письма и, главное, злободневность затронутых им проблем сделали свое дело. Посыпались отзывы, отрицательные и положительные; разгорелась чрезвычайно плодотворная полемика.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!