Демократические влияния пробивались в театр

Супруги Бенкрофт сыграли большую роль в деле становления реалистического театра, в выработке методов реалистической режиссуры, в использовании многих достижений английского театра прошлого для постановки современных произведений (ансамбль, оформление спектакля). В системе своей актерской работы они пошли, однако, не за Фелпсом, а за Робертсоном, сотрудничавшим в их театре в течение нескольких лет и усиленно внедрявшим «характерную манеру игры», которая толкала актеров к отказу от типизации образа. Это обстоятельство, а также невысокие идейно-художественные качества пьес, составлявших основу репертуара их театра (в частности, пьес Робертсона), ограничивало значение их работы. Большого реалистического театра, ставившего современные пьесы, Англия 1848—1870 годов не дала. Здесь сказалось и существование театральной цензуры, и характер современного репертуара, и, главное, сильное влияние буржуазной идеологии на театр этого времени.

И все же демократические влияния пробивались в театр. Им английский театр этой поры и обязан наибольшими своими успехами. Применительно к периоду 1789—1848 годов термин «итальянский театр» является скорее условным выражением, чем точным научным понятием. Еще в начале этого периода Наполеон Бонапарт, бывший тогда первым консулом, созвав делегатов Апеннинского полуострова в Лион для решения будущности разрозненных итальянских государств, заявил им со своей обычной беззастенчивостью: «У вас есть только местные привычки, я привью вам национальные». А более полувека спустя, когда итальянское государство в основном уже сложилось, крупный итальянский писатель и политический деятель Массимо дАдзельо подтвердил формулу Наполеона: «Мы создали Италию, осталось создать итальянцев». Так велики и сильны были тогда исторически сложившиеся местные («региональные») экономические, социальные и культурные традиции, которые не изжиты еще и теперь и которые в области театральной жизни подтверждаются хотя бы наличием так называемого диалектального театра. Народно-освободительная борьба против австрийского ига, борьба за объединение разрозненных итальянских государств в единое политическое и экономическое целое, создание «Италии и итальянцев», или, по выражению основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, «народа-нации»,— таково основное содержание исторического процесса в этот период. В этом процессе создания Италии и итальянцев одно из замечательных мест принадлежит театру. Быть может, за всю историю Италии театр никогда не был так неразрывно связан с политическими нуждами дня, никогда не был исполнен такого гражданского пафоса. Подобно тому как дело объединения Италии прошло разные этапы в своем развитии, так и итальянский театр пережил ряд отчетливо выраженных стадий. Накануне французской буржуазной революции (1789—1794) Италия представляла собой необычайно пеструю картину.

На территории полуострова расположилось около двадцати отдельных государств, связанных между собой только общей культурной и языковой традицией и формами самой отсталой феодальной эксплуатации. После Аахенского мира (1748) наиболее развитая в экономическом отношении область Италии — Ломбардия— была отдана Австрии. Однако политическая гегемония Австрии, в сущности, распространялась и на многие другие, внешне как будто независимые государства Апеннинского полуострова. Известной самостоятельностью пользовались лишь Пьемонт, властители которого искусно лавировали между Австрией и Францией, и Церковная область — государство, искусственно поддерживаемое как «духовный центр» католического мира. На юге Италии находилось королевство обеих Сицилий со столицей в Неаполе; оно было связано династическими узами с французскими и испанскими Бурбонами, но фактически проводило английскую политику. Пестрота политической карты полуострова, взаимоисключаемость непосредственных интересов отдельных государств, повсеместно царившая феодальная система, густая сеть таможенных барьеров необыкновенно тормозили развитие итальянской экономики. От некогда процветавших торговых городов осталось одно воспоминание. Торговля как внутренняя, так и внешняя пришла в полное запустение. Иностранцев приезжало много, но это были уже не торговцы, а туристы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!