Деятельность театра Французской Комедии
Ведя политику ограничения в отношении новых театров, Наполеон корректирует и направляет деятельность театра Французской Комедии. Начиная с 1803 года публикуется ряд декретов, из которых наибольшее значение имеет так называемый московский декрет 1812 года. Подписывая его в Москве, в исключительно тяжелый для французской армии момент, предшествующий полному разгрому Наполеона и краху его захватнической политики, император еще раз подчеркнул огромное значение, которое он придавал театру.
Смысл московского декрета в безоговорочном подчинении театра государственно-полицейскому контролю. Согласно декрету, труппа театра Французской Комедии сохраняла видимость демократической организации — по-прежнему ведущие актеры являлись членами товарищества, во главе его стоял комитет из актеров, доходы делились на двадцать четыре пая и т. д. Однако фактически театром руководил назначенный правительством главный интендант, диктовавший театру свои приказы через специального чиновника, без визы которого ни одно решение комитета не могло быть реализовано. Главный интендант ведал не только финансовыми и административными вопросами, но и репертуарной политикой, распределением ролей, назначением дебютов. Репертуар театра должен был каждые две недели утверждаться префектом полиции. В театре была введена строжайшая дисциплина: за малейшее неподчинение приказам сюринтенданта актеры несли строгую ответственность — денежные штрафы, сокращение суммы пенсии, полагавшейся актерам за выслугу лет, и т. д. Таким образом, театральная политика Наполеона была целиком направлена на подчинение театра, самого массового и демократического вида искусства начала XIX века, новой буржуазной государственности. Но ограничить развитие французского театра узкими рамками официального искусства не удалось.
Французская культура, конца XVIII и начала XIX века формировалась в условиях напряженной идеологической борьбы, в процессе которой наметились идейные тенденции, определившие развитие художественной мысли и искусства Франции всей первой половины XIX столетия. Духовная жизнь французского общества периода Консульства и Империи отражала послереволюционную расстановку классовых сил.
Идеологи феодальной аристократии, утратившей свое господствующее положение, пытались воздействовать на умы, стремясь к реставрации дореволюционного режима и используя обнажившиеся после победы буржуазии противоречия внутри антифеодального лагеря. Они были полны ненависти не только к просветительству и революции, но и к новой буржуазной действительности, к идеологии победившего класса. Выразители интересов крупной буржуазии, забыв о своем революционном прошлом и смыкаясь теперь с аристократией в отрицании века Просвещения, стремились утвердить новый общественный строй, укрепить наполеоновскую Францию. Настроения демократической части общества были проникнуты глубоким разочарованием в результатах революции. Разгром якобинской диктатуры буржуазной контрреволюцией, крушение революционных надежд и чаяний народа привели к дезориентации демократических кругов, вызвали чувство растерянности.
Мелкобуржуазная демократия, выражавшая на данном этапе интересы широких трудящихся масс, не могла принять существующего режима, страстно протестовала против него, но ясных путей борьбы еще не могла нащупать. Столкновение этих противоречивых интересов и настроений проявляется в разнообразии борющихся стилевых направлений искусства. Ведущим среди них, наиболее отчетливо отразившим реакцию различных классовых групп на революцию и просветительство, был романтизм, нашедший выражение не только в искусстве, но и во всех областях духовной жизни. Но в период Консульства и Империи романтизм гораздо более ярко проявился в литературе; драматургия и актерское искусство начала XIX века лишь постепенно проникаются романтическим духом, испытывая определенное воздействие складывающейся в это время эстетики романтизма.