Друг мадам де Сталь
Помимо Лемерсье и Ренуара в годы Консульства и Империи выступает еще ряд авторов, разрабатывающих трагедию ампирного классицизма (Арно, Люс де Лансиваль и другие). Живучесть классицистских традиций сказалась в том, что даже писатели, создавшие первые образцы романтического романа, обращаясь к драматургии, не могли преодолеть канонов классицизма. В 1809 году Бенжамен Констан (1767—1830), автор известного романа «Адольф», единомышленник и друг мадам де Сталь, будущий крупный либеральный публицист и политический деятель, создает свою трагедию «Вальштейн». В развернутом предисловии Констан продолжает развивать мысли, высказанные Сталь, и восхищается свободой, царящей в немецкой драматургии и театре. Однако Констан тут же утверждает, что французы правильно поступают, придерживаясь норм и канонов.
Берясь за переработку трилогии Шиллера «Валленштейн», он создает типичный образец классицистской трагедии начала XIX века. Констан сводит три пьесы Шиллера в одну, полностью отбрасывает первую часть трилогии, отказываясь тем самым от изображения массовых народных сцен, широкого жизненного фона лагеря Валленштейяа. Он замыкает действие в пределах двора, ограничивает круг действующих лиц, нагромождает множество событий, чтобы втиснуть действие в рамки единства времени. Полностью переосмысливая Шиллера, он подчиняет сюжет традиционному классицистскому конфликту долга и чувства, носителем которого становится программный герой Альфред, заменивший Макса Пикколомини. Эта тяжеловесная, лишенная поэтических достоинств трагедия содержит прямые политические намеки, выдающие оппозиционное отношение Констана к наполеоновскому режиму. Прогрессивно звучит в драме мотив протеста против кровавых войн, осуждение честолюбивого полководца Вальштейна, мечтающего о короне и терпящего поражение в финале пьесы. Как и трагедии Лемерсье и Ренуара, пьеса Констана несет на себе печать романтических влияний. Констан стремится к точной исторической документации, вводит эмоциональные контрасты. Но отдельные романтические черты не меняют классицистской природы трагедии Констана. В годы Империи обращается к драматургии и «крестный отец» (Белинский) реакционного романтизма — Шатобриан. Он задумывает написать три трагедии: первую с античным сюжетом— «Астианакс», вторую с библейским сюжетом — «Моисей» и третью, «романтическую», на средневековом материале — «Святой Людовик». Из этого замысла Шатобриан осуществляет отдельные сцены и план «Астианакса» и трагедию «Моисей», над которой он работает двадцать лет и публикует ее в 1828 году.
Прямо продолжая линию Ренуара, автор «Духа христианства» строит свою трагедию на религиозном конфликте и пронизывает ее фанатическим духом аскетизма и мистики. Определяя в предисловии свой замысел и ссылаясь при этом «а текст Священного писания, Шатобриан утверждает реакционную идею, будто все беды человечества явились результатом отпадения от истинной веры и вовлечения людей в грех языческого идолопоклонства. По существу, эта идея развивает круг мыслей, уже высказанных идеологами феодальной реакции, видевших во французской революции прямое выражение кары небесной за земные грехи людей. Трагедия Шатобриана строится на столкновении мудрого пророка Моисея и его юного племянника Надала, увлеченного греховной красотой царицы идолопоклонников Арзаны и под ее влиянием предающего веру отцов. Трагедия хотя и завершается гибелью вероотступника, но проникнута мрачным, пессимистическим духом. В уста Моисея автор вкладывает пророчества о грядущих и неизбывных бедствиях человечества. Хотя Шатобриан был теоретиком романтического искусства, официальное искусство классицистской трагедии оказалось ему более близким, чем прогрессивные искания в области романтического обновления драматургии. Поэтому трагедия Шатобриана, несмотря на экзотический фон, подчеркнутую живописность, контрастное построение сцен и образов, накаленность сталкивающихся в борьбе страстей, подчиняется законам классицизма.
Однолинейность и статичность характеров, подмена действия эпическими монологами, введение хоров на манер поздних библейских трагедий Расина, строгое соблюдение «единств» делают трагедию «Моисей» типичным произведением эпигонского классицизма.