«Дух христианства»
Во Франции, как и в других странах, романтизм отнюдь не являлся единым течением. Уже со второй половины 1790-х годов в нем отчетливо наметились прогрессивные и реакционные тенденции.
Идеологов реакционной аристократии, обосновавших в своих трудах философско-политические принципы, на которые опиралось искусство реакционного романтизма,— графа Жозефа де Местра, виконта де Бональда, наиболее крупного теоретика и художника этого направления Франсуа-Рене де Шатобриана (1768—1848) —Горький называет «могильщиками революции». В трактате «Дух христианства» (1802) Шатобриан, яростно обрушиваясь на все передовые идеи современности, утверждал христианскую религию как философскую основу духовной деятельности, доказывал этическое превосходство католицизма и звал к возрождению феодальных основ жизни. На этой основе выросла и эстетическая программа Шатобриана. Он утверждал, что подлинное искусство зарождается в недрах католического богослужения, что обрядовая зрелищность католической церкви целиком определила зарождение и развитие театра. В основе эстетических взглядов Шатобриана лежит насквозь идеалистическое, пронизанное мистицизмом понимание искусства, смысл которого Шатобриан видит в отрыве человека от низменной материальной действительности и в укрощении религией земных человеческих страстей. В таких программных произведениях реакционного романтизма, как «Атала» (1801) и «Рене» (1802), Шатобриан, перенося действие в экзотическую обстановку Северной Америки, рисует переживания одинокой разочарованной личности, сочетая проповедь христианства с безграничным пессимизмом и с типичным для послереволюционного аристократического мироощущения неверием в жизнь. Иррационалистическая основа художественного метода Шатобриана проявилась в повышенно эмоциональной манере повествования, в культе воображения, в отказе от логического построения и раскрытия образов, в пристрастии к экзотике, в гиперболизации чувств. К. Маркс, выступая против политической деятельности Шатобриана, беспощадно разоблачал также его художественную практику, характеризуя ее следующими словами: «Фальшивая глубина, византийские преувеличения, кокетничанье чувствами, пестрое хамелеонство, word paintingтеатральность, sublime, одним словом— лживая мешанина, какой никогда еще не бывало ни по форме, ни по содержанию». При откровенно реакционной направленности творчества Шатобриана в его произведениях нашли выражение типичные для эпохи романтические настроения. Именно поэтому Маркс подчеркивает, что во французском искусстве это направление «как стиль, должно было создать эпоху».
Одновременно с реакционным романтизмом складывается и прогрессивно романтическое направление в искусстве. В 1796 году выходят первые работы Анны-Луизы-Жермены де Сталь (1766—1817), высоко оцененные А. С. Пушкиным. «Взгляд, быстрый и проницательный, замечания разительные по своей новости и истине… — все приносит честь уму и чувствам необыкновенной женщины», — писал Пушкин о мадам де Сталь. Сталь возглавила передовой лагерь романтизма. Ее трактаты «О влиянии страстей на счастье» (1796), «О литературе в ее отношении к общественным учреждениям» (1800), «О Германии» (1810) сыграли большую роль в развитии французской прогрессивной мысли. Опираясь на традиции просветителей, Сталь в противовес реакционным романтикам стоит на позициях жизнеутверждения и веры в буржуазный прогресс. Принимая буржуазную революцию, хотя и страшась «крайностей» революционного террора, Сталь не может примириться с наполеоновским режимом. Этим и объясняется протестующее звучание ее произведений и преследование Сталь и ее единомышленников «деятельным деспотизмом Наполеона» (Пушкин).