Двухвековые традиции классицистской драматургии

В 1821 году во Франции были изданы полные собрания драматических произведений Шекспира и Шиллера, опубликованных двумя видными представителями буржуазной исторической науки — Гизо и Барантом. На этом этапе оба они были выразителями идей либеральной оппозиции режиму Реставрации и стремились обосновать право буржуазии на политическое гос-подство, на управление государством. И хотя их оппозиция не шла дальше призывов к политическому равноправию дворянства и буржуазии, все же даже эти умеренные взгляды привели их после 1820 года к разрыву с феодальной реакцией. Переводы Баранта сделали Шиллера популярным во Франции и вызвали появление ряда французских пьес («Мария Стюарт» Лебрена, 1820; «Жанна дАрк» Суме, 1825, и другие). И хотя эти пьесы по форме были тесно связаны с «единствами» и лишены присущего Шиллеру богатства действия, все же они внесли во французскую драматургию тот страстный пафос человечности, который через несколько лет наполнит романтическую драматургию. Большую роль в борьбе со старыми литературными догмами сыграл ряд теоретических трактатов 1820-х годов.

Первым из них было предисловие, написанное Ф. -П. Гизо к изданию сочинений Шекспира («Опыт о жизни и творчестве Шекспира», 1821). Виднейший деятель либеральной оппозиции, Гизо выступил в этом предисловии не только против обветшавшей системы классицизма, но и против реакционного романтизма, прокладывая путь демократическому романтизму Гюго. Пассивной созерцательности, бездеятельной меланхоличности литературы школы Шатобриана Гизо противопоставил могучие творения Шекспира, показывающие борьбу сильного и свободного по натуре человека за свою независимость от враждебных обстоятельств действительности. Таким образом, защита Шекспира приобретала общефилософское значение, выходя за пределы узколитературного спора. В основе трактата Гизо лежало утверждение исторической изменяемости эстетических представлений. Историзм, крупнейшее завоевание научной мысли конца XVIII — начала XIX века, стал руководящим принципом и в области теории литературы. Впервые во Франции с такой полнотой и достоверностью научной аргументации Гизо изложил историю английской литературы и театра, стремясь увязать их с историческим развитием страны. Противопоставляя исторические обстоятельства, давшие Англии Шекспира, а Франции классицизм, Гизо указывал, что классицизм с его регламентацией — это искусство, по-рожденное деспотическим строем. Свободный же гений Шекспира связан с общим национальным подъемом Англии конца XVI века и с той относительной политической свободой, воплощение которой Гизо видел в английской парламентарно-монархической системе. Защита Шекспира против классицизма приобретала тем самым политический характер, сливаясь с борьбой либералов против деспотической власти Бурбонов. Громадным завоеванием теоретического труда Гизо явилось пронизывающее всю его работу понимание социальной природы искусства, связи искусства с породившей его общественной действительностью. Это и привело Гизо к требованию современного искусства, которое он назвал романтическим. Это центральный тезис всей его работы.

Отстаивая буржуазное завоевания французской революции и законность капиталистического прогресса, Гизо протестовал против реставраторских устремлений реакционеров, стремившихся возродить во Франции дореволюционные порядки. В 20-е годы XIX столетия еще не была завершена борьба против феодально-абсолютистских пережитков. Буржуазная мысль выступала поэтому против сторонников неизменных «традиций» в любой области, касалось ли дело государственного устройства, экономических отношений или сферы идеологии. Таким образом, борьба либералов против классицизма была одним из проявлений их общей оппозиции режиму Реставрации и реакционной идеологии.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!