Эдвин Бут
Бут не расстался до конца с романтически приподнятой трактовкой героев Шекспира, столь распространенной среди современных ему актеров. Порой он не был чужд и мелодраматическим приемам. Но Бут безусловно многое сделал для популяризации Шекспира в Америке. Творения великого драматурга всегда занимали центральное место в его репертуаре. Эдвин Бут горячо отстаивал неприкосновенность шекспировского текста, стремясь донести до зрителя истинный замысел драматурга во всех его тончайших оттенках. Борьба за подлинного Шекспира велась Бутом неустанно. Малейшая вольность в обращении с текстом вызывала решительный отпор с его стороны. «Пожалуйста, произносите текст так, как он написан,— говорил он актерам. — Мы должны бережно обращаться с бессмертными произведениями. Никогда не меняйте текст Шекспира, чтобы облегчить себе его интерпретацию».
Эдвин Бут всю свою жизнь не переставал изучать творчество Шекспира, снова и снова возвращаясь к его произведениям. Однажды, когда ему выразили удивление по поводу того, что, столько раз сыграв Гамлета, он все еще продолжает работать над образом, Бут сказал: «Я лишь поверхностно знаю Гамлета. А ведь образ Гамлета — это целое исследование человеческой души».
Как и другие лучшие представители драматического искусства Америки, Эдвин Бут с большой ответственностью относился к призванию актера. Цель актера, по мнению Бута, заключается в воспитании и просвещении зрителя с помощью выдающихся образцов мировой драматургии. Таковыми он в первую очередь считал пьесы Шекспира. «Его великим образам я посвятил всю свою жизнь,— говорил он.— Моя задача не развлекать зрителя. Я истолковываю, раскрываю сущность его произведений… Я учу…».
Образ Гамлета был одним из крупнейших достижений актера. Он шел по пути глубокого анализа противоречивой и сложной природы Гамлета, трагической обусловленности его мыслей и поступков. Бут использовал богатейшую гамму красок, рисуя Гамлета—философа, принца, сына и возлюбленного. Острота ума и богатство чувств Гамлета — поборника гуманистических идеалов, борца с феодальным злом —потрясали зрителей страстной силой правды. Бут завладевал сердцами зрителей, давая им почувствовать сквозь броню гневного сарказма и едкой иронии благородную и возвышенную душу Гамлета.
Особенно яркие изобразительные средства находил Бут, создавая образ Отелло. Простодушие и доброта мавра — вот что он прежде всего стремился донести до зрителя. «Черный» Отелло прекрасен — таков лейтмотив его трактовки роли, блистательно осуществленной им на подмостках американских театров. Исходя из этой основной характеристики образа, актер наделяет своего героя и красотой физической. Эдвину Буту, обладателю благодарной внешности и большому мастеру грима, это удавалось как нельзя лучше.
В условиях Соединенных Штатов, где борьба против рабовладения, борьба за равенство и человеческие права негритянского народа была в ту пору особенно близка всем прогрессивным американцам, образ Отелло, созданный Бутом, приобретал большое общественное звучание.
По мнению некоторых критиков, американский актер в роли Отелло превосходил даже великого итальянского трагика Томмазо Сальвини. В общем рисунке роли Отелло — Бут, по их словам, был мягче, тоньше, несмотря на то, что в моменты большого драматического напряжения он давал волю бурному темпераменту, хотя при этом, однако, самоконтроль ни на минуту не покидал актера. Раненный в самое сердце клеветой Яго, доведенный до яростного исступления, Отелло — Бут был, по отзывам современников, подобен тигру, однако это было скорее отчаянием любви, чем победой первобытных инстинктов над разумом. Для американского актера особенно важным было раскрыть высокую человечность мавра.
Среди изобразительных средств, которыми пользовался Бут, большое место занимал грим, необычайно выразительно и наглядно подчеркивавший наиболее характерные черты таких персонажей, как Шейлок или кардинал Ришелье в одноименной пьесе Бульвер-Литтона. Однако внешние выразительные средства не носили самодовлеющего характера в его творчестве. Они никогда не подменяли внутренних задач, которые ставил перед собой актер, углубленно изучавший свои роли.
Бут в полной мере владел даром правдивого и глубокого сценического творчества, и в этом ему как нельзя лучше помогал прекрасно поставленный голос, исключительный по тембру и широте диапазона, гибкости, яркости, многообразию оттенков и интонаций.