Эстетическое учение Сталь
Плеханов справедливо указывает на значительные прогрессивные черты в эстетике Сталь. Значителен прежде всего ее тезис о связи литературы с общественными учреждениями данной эпохи. В свое эстетическое учение Сталь привносит зарождающийся в эту эпоху историзм. Как и другие романтики, она идеалистически объясняет явления общественной жизни и утверждает определяющую роль исключительной личности в развитии исторического процесса. Однако само понимание роли личности у Сталь диаметрально противоположно идеологам реакции. Опираясь на Руссо, на его глубокую веру в природную добродетель человека, писательница утверждает активную, действенную, страстную человеческую натуру, видя в ней движущую силу исторического прогресса. С этим связана разработанная Сталь концепция творческой личности художника.
Для Сталь подлинный художник — активный творец жизни, возвышенная личность, неспособная удовлетвориться обыденностью, хотя и обреченная на трагическую судьбу, но своим протестом помогающая человечеству в его непрерывном поступательном движении. Для критических работ Сталь характерна поддержка всех передовых явлений искусства, в том числе драматургии и театра. Решительно выступая против современного ей классицизма, борясь за искусство, насыщенное большими страстями, Сталь становится пропагандистом драматургии Шекспира и Шиллера, приветствует новаторские устремления величайшего актера эпохи — Тальма.
Многие положения Сталь получают дальнейшее развитие в передовой эстетической мысли 1820-х годов. Ее учение о «местном колорите», ее мысли о необходимости слома жанровых граней, самый тип утверждаемой ею личности оказали значительное влияние на романтическую драматургию и театральное искусство. Наряду с романтическим направлением видное место продолжает сохранять клатсицизм, который, как и в прошлые века, проявляется ярче всего в драматургии и театре. Классицизм становится официальным стилем империи Наполеона. «Гладиаторам» буржуазного общества все еще были необходимы иллюзии и идеалы, «о уже не для того, чтобы «скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы»а для демагогической героизации буржуазных преобразований в глазах народных масс. Классицизм периода Консульства и Империи, хотя и продолжает занимать привилегированное положение, переживает глубокий кризис, теряя то главное, что составляло наибольшую ценность его в прошлые века, — гражданский пафос, героику, большую государственную проблематику и т. д. Он сохраняет лишь абстрактную условность и помпезную приподнятость.
Своеобразие нового этапа развития искусства нашло выражение в ломке старых жанровых образований и разделений, в постепенном отказе от нормативной поэтики жанров прошлых веков. Ведущее место по-прежнему занимают привычные жанровые разновидности — трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, но внутри каждой из них накапливаются новые черты, идет процесс взаимопроникновения жанров, подготовляющий рождение драматургии XIX века. По-прежнему в репертуаре привилегированных театров господствует трагедия. Уже с конца 1790-х годов из трагедии исчезает республиканская направленность, в ней появляются идеализированные образы законных монархов. В драматургии начинают звучать бонапартистские идеи, что особенно ясно видно в многочисленных пьесах на военную тему, в которых даже античные и исторические сюжеты служат прославлению полководца-завоевателя. После итальянских и египетских походов Бонапарта появляется серия спектаклей, уже непосредственно воспевающих завоевательную деятельность Наполеона, демагогически изображаемого народолюбцем и носителем высоких нравственных качеств.