Герой драмы Роберто Виглиус
Осенью 1848 года, скрываясь от преследований за участие в революционных боях в качестве волонтера, Феррари на время покидает Модену. В уединении, под свежими впечатлениями событий, он написал небольшую пьесу «Слабая душа», которую в 1862 году переделал в рассказ и опубликовал, а год спустя создал на этом материале Драму «Рассудок и сердце», поставленную на сцене Старого Королевского театра в Милане. Наконец в ноябре 1869 года, в корне переработанная, пьеса увидела свет под названием «Роберто Виглиус».
В ней действие перенесено из Италии 1831 —1835 годов в Брюссель 1566 года — эпоху нидерландской революции. Автор объясняет это желанием углубить и усилить политическую линию, придать характерам более общечеловеческое значение, а также резче противопоставить страстность убеждений духу компромисса и равнодушия.
Герой драмы Роберто Виглиус — человек объективно честный. У него любящее сердце, способное на самопожертвование, но душа его слаба: он нерешителен, полон колебаний, опасений, когда жизнь требует выбора и действия. Роберто католик. Он горячо любит своего старшего брата, кальвиниста Джованни. Их разделяет религия, но сближает любовь к Фландрии. Джованни избрал опасный путь тайной борьбы против испанцев, пожертвовав ради этого личным счастьем. Роберто же, стремясь к браку с любимой женщиной, под давлением будущего тестя соглашается на разрыв с Джованни. Но, спрашивает он себя, «почему я так недоволен собой, чувствую такой стыд, словно положил себе в карман плату за подлость?» Он признается брату и выслушивает от него слова, рисующие перед ним его будущее: «Принимая это условие, принес ли ты в жертву только то, что любишь, или отчасти поступился тем, во что веришь? Дело в том, что, жертвуя тем, что любишь, можно жить с чистой совестью или остановиться в любой момент; первый же шаг на пути сделок с тем, во что веришь, сопровождается раскаянием, но остановиться уже невозможно; это стремительный путь, он начинается слабостью и кончается преступлением». Предвидение Джованни оправдывается. Попав в расставленную ему ловушку, Роберто выдает дату восстания, в котором участвует его брат. Джованни арестован. Ему грозит казнь. Друзья спасают его в последний момент, и он бежит. Роберто в отчаянии дважды стреляет вгерцога Альбу и дважды промахивается. Так даже единственный в его жизни решительный поступок не удался этому слабому духом человеку.
Во вступлении к драме Феррари писал, что малодушие почему-то принято изображать только в его комических проявлениях. А между тем как много драматизма заключено в конфликтах между стремлениями робкой и слабой души к мужеству и бессилием воли. «В политике и религии подобные кон-фликты еще значительнее… там необходимо обладать твердыми убеждениями или верой, без этого не бывает ни апостолов, ни героев, ни мучеников; тогда и престудление может стать добродетелью, как у Брута-старшего или Тимолеона. Мой же Роберто Виглиус оказывается всего лишь предателем родного брата».
Призывая к борьбе против компромисса, Феррари поднимал острый и актуальный вопрос современной итальянской жизни, указывая на то, что молодежь Италии заражена пессимизмом и скепсисом — таков результат крушения надежд революционной поры.
Феррари поднимает эту тему, прямо указывая на опасность. Человек должен «верить или не верить», утверждает его герой Джованни, носитель положительного идеала автора. Сегодня равнодушие, завтра отступление, дальше предательство — измена великим традициям, подвигам, совершенным отцами, пролитой ими крови, а в конечном счете измена своему будущему, самим себе.
Пьесы Феррари неравноценны. Но в них всегда слышен был голос серьезного и честного писателя, который искренне и горячо указывал обществу на некоторые его недостатки. Это и позволило этим пьесам прочно укрепиться в репертуаре своего времени, а лучшим дожить до наших дней.