Гольдони
На сцене она была с детства, и всякий раз, когда по пьесе требовалось, чтобы на сцене был ребенок, тащили либо Карлотту, либо Терезу, либо Луиджи. Но уже в 1811 году, когда Карлотте было пятнадцать лет, она занимала положение «первой любовницы» (prima amorosa). А год спустя она получила в труппе своей матери квалификацию «абсолютной примадонны» (prima donna assoluta), то есть настоящей примадонны, имевшей право выбирать роли в любой пьесе. Ее дебют состоялся в «Памеле» К. Гольдони и был настолько удачен, что никто уже не оспаривал ее первенства. Репертуар ее начал складываться естественно: с одной стороны, Гольдони, с другой — Альфьери. Из Гольдони она играла «Персидскую невесту», «Перуанку», «Прекрасную дикарку», а наряду с ними «Хитрую вдову» и «Трактирщицу». Любимыми ее ролями в трагедиях Альфьери были Мирра и Клитемнестра. Талант ее был большой и многогранный. Комедийные и трагедийные роли удавались ей одинаково хорошо.
Сценическое обаяние, огромное мастерство в создании ярких образов поддерживали ее успех на высоком уровне в течение многих лет. Этому способствовала, конечно, и ее роль в литературно-просветительном течении. Карлотта в течение двадцати пяти лет сохраняла первое положение в любой труппе, которую она украшала своим талантом. В конце этого срока, в 1839 году, она объявила, что уходит со сцены, она уже не так молода, и ей трудно играть молодые роли. Уговоры не привели ни к чему. С ней вместе ушла со сцены и Тереза. Семейство Маркионни было связано преимущественно с Ломбардией, вообще с севером Италии. Тоскана в свою очередь выдвинула двух актеров, которые положили начало именно тому направлению в сценическом искусстве, которое было так дорого Альфьери. Это были Антонио Моррокези (1768— 1838) и Пелегрино Бланес. Моррокези родился в буржуазной семье. Он получил прекрасное классическое образование, учился в университете. Его готовили к карьере юриста, государственного служащего, которую делали молодые люди из зажиточных семейств. Но Антонио обманул надежды родных и юношей ушел на сцену. Он пришел туда без всякой профессиональной подготовки, но с неким художественным замыслом. Молодой актер считал (очевидно, познакомившись с высказываниями Альфьери), что трагедии великого драматурга играют не так, как нужно. И задолго до первых актерских дебютов он успел обдумать приемы исполнения трагедий и трагедийных ролей.
У него были уже в то время свои теоретические взгляды на актерское мастерство. Он быстро вошел в репертуар Альфьери и в течение нескольких лет переиграл все наиболее выдающиеся роли в его трагедиях. Он редко выходил из круга творчества Альфьери и только однажды попробовал включить в свой репертуар шекспировскую пьесу. Это был «Гамлет». Но либо Моррокези, привыкший к пышной декламации альфьериевских героев, не сумел донести до зрительного зала всю глубину замысла Шекспира, либо публика недостаточно хорошо поняла образ датского принца — «Гамлет» в репертуаре не удержался. Репертуар Альфьери налагал на мастерство Моррокези определенный идейный отпечаток. Моррокези считал, что актер со сцены должен быть и пропагандистом определенных идей. Но время, на которое приходился расцвет творчества Моррокези, этой его общественной тенденции не благоприятствовало. Чтобы развернуться полностью, она должна была дождаться прихода на сцену Густаво Модена. С именем Моррокези связан еще один важный момент в истории итальянского театра. При Флорентийской Академии художеств в 1811 году была основана кафедра декламации и сценического искусства. Ее учреждение было, по-видимому, осуществлением одной из мыслей умершего за несколько лет до того Альфьери. Моррокези был избран первым профессором этой кафедры.
Много лет подряд он читал лекции и в 1832 году выпустил книгу, излагавшую метод его преподавания. Однако странным образом ни сценическая деятельность Моррокези, которую он оставил в 1818 году, ни его преподавание не привели к созданию школы актерского искусства, носящей на себе отпечаток его индивидуальности или осуществлявшей его теоретические взгляды. Рост актерского мастерства в Италии пошел другим путем, чем классицистское в основном направление творчества Моррокези.