Густаво Модена

В числе «новых авторов», открытых итальянской сценой, был Шекспир. Первые попытки ставить его пьесы потерпели неудачу. Густаво Модена, вспоминая о своем опыте с «Отелло» в Королевском Миланском театре, говорил, что, освистанный после первой же сцены, он «взял Шекспира под мышку и положил его спать». В 1850 году та же участь постигла Аламанно Морелли, поставившего «Гамлета». В начале 1850-х годов Эрнесто Росси тщетно пытался увлечь директоров трупп идеей постановки трагедий Шекспира. Зато 1856 год был ознаменован двумя премьерами «Отелло» — их осуществили почти одновременно Росси и Сальвини.

С этого времени Шекспир завоевывает итальянские сцены. Он отвечает стремлению передовых художников — поэтов, музыкантов, актеров — к более глубокому познанию жизни, к многообразному ее отражению, к реалистической типизации явлений, к утверждению через художественный образ положительных идеалов. Первый, кто с помощью Шекспира воплотил историко-героическую тему, был Джузеппе Верди. Накануне 1848года он написал оперу «Макбет». Ария Макдуфа «Родину предали» производила в исполнении замечательного испанского тенора Пальма такое впечатление, что весь зрительный зал вторил ему могучим хором. Понадобилось вмешательство австрийской полиции, чтобы прекратить эту манифестацию. Позднее Верди долгое время работал над «Королем Аиром», мечтал о «Гамлете» и, наконец, создал «Отелло» и «Фальстафа» (1880-е годы). В ней снова зазвучала тираноборческая тема. Ее сюжеты, как и раньше, брались из разных исторических эпох. Но ее отличал ряд новых признаков. Кроме решительного отказа от единств времени и мэста, для нее было типично чередование драматических сцен с характерными и комическими. В ней уча-ствовало большое количество персонажей, создававших историко-социальный фон. Она тяготела к исторической достоверности, порою даже документальности. Авторы новой трагедии стремились создать многообразные характеры, делали попытки усложнить психологию своих героев, наделить их внутренними противоречиями и вместе с тем придать им черты бытовой ха-рактерности. В этом сказалась тяга к реалистическому изображению действительности. Тем не менее и в этот период своего обновления итальянская трагедия не создает ничего, что по глубине чувств, по силе пафоса, по страстной идейности и убежденности, по агитационной силе могло бы быть поставлено рядом с драмами Пеллико, Никколини или Монти, не говоря уже о трагедиях Альфьери. После 1860 года конституционно-монархический режим укрепляется почти во всей Италии (за исключением Папской области).

Проводится ряд буржуазно-демократических преобразований. Буржуазный патриотизм все больше приобретает охранительный характер. Буржуазный театр призван служить пропаганде куцых буржуазно-демократических преобразований, к которым свелись результаты героической борьбы нескольких поколений. Во многих пьесах этой поры большие задачи социального переустройства переводятся в план мелкого практицизма, будничного «устроения» быта. Ничто не могло возместить утерю революционной идейности, утрату великих исторических идеалов. Героическая трагедия во второй половине XIX века перерождается в историческую драму с элементами мелодрамы. Итальянское литературоведение определяет эту новую трагедию как «позднеромантическую». В сравнении с трагедией раннего романтизма содержание ее «успокаивается»; действенный, политический, тираноборческий пафос сменяется патетикой пассивного сопротивления злу, его стоического неприятия. Подъем и напряженность внутренней жизни героев подменяются нарочитой усложненностью характеров, мелодраматическими контрастами. В ряде случаев задачи трагедии выполняет буржуазно-демократическая мелодрама. Характерным примером эволюции трагедии является «Апостол Павел» Антонио Гаццолетти. Павел, придя в Рим, тщетно пытается обуздать страстными речами деспотизм и разгул Нерона. Он обличает, грозит, увещевает, пророчествует. Злодейству императора противопоставлена любовь молодых христиан Эвдора и Юнии. Они бегут, спасаясь от преследований. Им удается скрыться. Но, узнав, что их единоверцы терпит муки и казни, юноша и девушка возвращаются в Рим, чтобы погибнуть вместе со своими собратьями.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!