К власти пришел рабочий класс
4 сентября 1870 года во Франции началась революция, свергнувшая правительство Второй империи и провозгласившая республику. Но буржуазное по своему составу правительство Национальной обороны, боясь размаха революционного движения, отказалось вооружить рабочих и предало национальные интересы Франции, вступив в позорное для страны соглашение с Пруссией. Тогда восстание парижского пролетариата 18 марта 1871 года свергло правительство Национальной обороны. Впервые в истории к власти пришел рабочий класс, установивший первую в мире диктатуру пролетариата — Парижскую коммуну. Окончательная победа буржуазного общества после 1848 года определила новое звучание искусства. В условиях Второй империи, когда умирает революционность буржуазной демократии, проявляются первые признаки кризиса буржуазной культуры. Буржуазная теория искусства, развивающаяся в эти годы, целиком опирается на философию позитивизма.
Она находит наиболее яркое воплощение в работах крупнейшего французского историка и теоретика искусства Ипполита Тэна (1828— 1893). Излагая учение о расе, среде и моменте как факторах, определяющих развитие искусства, Тэн решающим началом духовной жизни человека объявляет наследственные, расовые особенности. Хотя в трудах Тэна содержится богатейший фактический материал, что придает им научную ценность, но разработанная Тэном позитивистская концепция развития искусства объективно является выражением консервативно охранительной буржуазной мысли и во многом подготовляет складывающиеся в последующие годы антиреалистические течения. После 1848 года коренные сдвиги происходят в литературе критического реализма. Сохраняя обличительную силу великих мастеров прошлых лет, крупнейшие художники Франции периода Второй империи (Флобер, Бодлер) теряют веру в буржуазный прогресс и приходят к безысходному пессимизму. Тем не менее наиболее значительным произведениям реалистической литературы этой поры присущи глубокое проникновение в жизнь и огромная сила типических обобщений. Буржуазный театр периода Второй империи стоит в стороне от большой дороги литературного развития. Отрыв театра от литературы становится характернейшей чертой театральной жизни этих лет. Во всех театрах Франции господствует коммерческий принцип.
Театр целиком ставится на службу охранительным задачам. Из репертуара вытесняется идейнч насыщенная драматургия. Господствующее положение занимают развлекательные жанры (водевиль, оперетта) и буржуазно-апологетическая драматургия (Дюма-сын, Ожь, Сарду). Эта драматургия почти всегда строится на злободневном современном материале, дает живое, во многих деталях правдивое изображение буржуазного быта и нравов, нередко верно схватывает портретные черты буржуазного героя. Пьесы популярных авторов «проблемных» драм привлекают буржуазного зрителя сенсационной остротой, умелым построением интриги, знакомыми картинами жизни. Но вместе с тем в этой драматургии отсутствует главное качество критического реализма — изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Отказываясь от изображения основных общественных конфликтов, драматурги скользят по жизни и затушевывают темные стороны буржуазной действительности, фактически идеализируя ее. Утверждая тип буржуазного положительного героя, драматурги наделяют его высоконравственными чертами, вносящими в их пьесы дух ханжеской морализации. Драматургия Второй империи утверждает то искусство «малой правды», которое характерно для всего стиля буржуазного коммерческого театра. Этот стиль находит выражение не только в репертуаре, но ив сценическом искусстве. При всем виртуозном мастерстве лучших актеров французского театра этого времени их искусство теряет связь с передовыми веяниями эпохи, лишается протестующего пафоса, приобретает объективистский характер. В этом проявляется прямая связь буржуазного театра Второй империи с господствующим направлением буржуазной философской мысли — позитивизмом.