Критик-романтик Хезлит

27 января 1814 года состоялся дебют Кина на сцене этого театра. Кин выступил в роли Шейлока. Зал был заполнен меньше чем на треть. Но успех оказался необычайным. Один из участников спектакля еще много лет спустя поражался, «как столь малое количество зрителей могло производить такой шум». Критик-романтик Хезлит горячо приветствовал молодого актера. Консервативная газета «Тайме» пыталась поднять голос против Кина, но скоро вынуждена была смолкнуть. На сцене находился зрелый мастер, с первых же шагов завоевавший огромную популярность. Генрих Гейне, видевший Кина в этой роли много позднее, в 1827 году, оставил интересное описание его игры. Если в трактовке Маклина ростовщик Шейлок перестал быть смешным, то в трактовке Кина он стал трагичен. Кин сумел сохранить гуманистические черты, которые Шекспир вложил в этот образ. Шейлок Кина не был односторонним.

В его исполнении, по словам Гейне, поражала глубокая обдуманность каждой детали роли. Это относится и к костюму, выдержанному в сочетании красных и черных тонов. Кину не принадлежит честь реформы театрального костюма. Он интересовался больше театральной выразительностью костюма, чем его историческим правдоподобием. Но и такая установка помогла Кину исправить многие нелепости школы Кембла. Кембл в роли Макбета шел на бой в балетных туфлях. Кин был одет как воин. За Шейлоком последовал Ричард III. «Он ужасающе правдив»,— сказал о Кине Кембл, присутствовавший на одном из спектаклей. Действительно, эта роль принадлежала к числу лучших ролей Кина. Она игралась по сценическому варианту Колли Сиббера, в котором в значительной мере были сняты противоречия в характере Ричарда. Но тем страшнее становился этот злодей в исполнении Кина.

Эта роль, как и Шейлок, как и сыгранные впоследствии Варавва из «Мальтийского еврея» Марло и безумный ростовщик Оверрич в пьесе елизаветинца Мессинджера «Новый способ платить старые долги», отражала восприятие Кином современного ему общества как мира подлого, бесчеловечного своекорыстия. Даже те контрастные проявления добрых и злых чувств, которые так подчеркивал Кин в некоторых из ролей, помогали ему в этом разоблачении. Внутри самого об-раза появлялся материал для сравнения подлинно человеческого и того антигуманистического, что несла с собой страсть к удовлетворению низменных, корыстных желаний. Особенно много намеков на современность заключали роли Шейлока и Джайльса Оверрича — «жестокого вымогателя», согласно характеристике самого Мессинджера, наиболее политически острого из елизаветинских драматургов. Оверрич не брезгует никакими средствами обогащения, огораживает общинные земли и лишает последнего куска хлеба простых людей. Недаром эта пьеса, богатая социальным содержанием, была переведена на русский язык А. И. Герценом для великого русского актера М. С. Щепкина. Ряд ролей Кина связан с поисками положительного образа. Эти поиски не во всем были удачны. И это не удивительно. С миром жестокого индивидуализма Кин пытался бороться путем индивидуального протеста. А этот протест был бессилен потому, что за ним не крылось большой утверждающей общественной идеи. Характерно, например, что роли с гражданственным содержанием не удерживались в репертуаре Кина. Следующая роль Кина, Гамлет, — одна из немногих положительных ролей, сыгранных им, правда, не самая удачная из них. Длинные монологи Гамлета, исполненные глубоких философских размышлений, не давались Кину. Но он акцентировал злой сарказм принца, направленный против порядков «королевства датского». Кин по-новому, значительно глубже, чем его предшественники, раскрыл противоречивый характер Гамлета, и многие эпизоды трагедии вызывали восхищение современников. Так, в сцене с Офелией после слов: «Офелия, иди в монастырь!» — Кин, удаляясь со сцены, вдрур останавливался, подбегал к Офе-лии, прижимал ее руку к губам и неверными шагами, но уже победив минутную слабость, покидал подмостки. Хезлит называл этот эпизод «лучшим комментарием к Шекспиру, объяснившим больше, чем целые тома исследований… ». В тот же сезон Кин выступил в «Отелло» в ролях Отелло и Яго. В первый вечер он играл Отелло. Это был второй положительный образ, созданный Кином. Игра его восхитила зрителей.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!