Круг образов Леметра
Решая новую для французского актерского искусства задачу показа героя на протяжении тридцати лет его жизни, Леметр сочетал ее с раскрытием прогрессирующего морального опустошения человека, одержимого жаждой золота. Решение образа в целом было мелодраматическим: на Жорже Жермани, охваченном губительной страстью, лежал отпечаток демонизма, его увлекал в пропасть чудовищный злодей, в минуту гибели в нем пробуждалось раскаяние, и он погибал при блеске молний и раскатах грома. И тем не менее исполнение главных ролей Леметром и Дорваль поразило современников именно правдивостью, реалистическим показом человека.
Достаточно посмотреть на фотографию Леметра (снятую в более поздние годы), чтобы понять все новаторское значение этого образа. Снимок относится к третьему акту. На нем изображен старый человек с одутловатым лицом, с копной растрепанных волос, в жалких, едва заплатанных лохмотьях, с тупым, тяжелым взглядом. Это был первый шаг актера к решительному преодолению классицистских абстракций, к реалистическому раскрытию образа человека буржуазного мира. В эти же годы в круг образов Леметра вступил возвышенный и сумрачный романтический герой, противостоящий несправедливости и грязи мира и погибающий в неистовой борьбе с ним,— например Эдгар Равенсвуд в «Ламермурской невесте» Дюканжа, по Вальтеру Скотту. И, наконец, в этот ранний период Леметр наметил еще одну центральную тему своего творчества. В 1825 году на сцене театра Амбигю-Комик он сыграл роль извозчика Руль-Пари (Перекати-Париж) в мелодраме «Извозчик» Бенжамена и Рубена. Это первый в его творчестве образ человека из народа, обаятельного своей душевной чистотой и бескорыстием. Демократические позиции актера и его реалистические устремления здесь уже абсолютно несомненны. Он воспроизвел парижского извозчика во всей конкретности его манер, костюма, говора, профессиональных повадок. Но дело не только в наблюдательности и правдивом воспроизведении внешних деталей. Значение этого образа прежде всего в том, что он нес тему, которая не нашла прямого выражения в творчестве Бокажа — тему простого человека, человека из народа как положительного героя.
Так, в период Реставрации намечаются основные, узловые линии творчества Леметра, которые полнее и конкретнее будут раскрыты им позднее. Переломным моментом в творчестве Леметра, как и в творчестве всех прогрессивных художников Франции этого времени, была революция 1830 года. Крупнейшие создания Леметра в период Июльской монархии при тематической близости к ряду образов 1820-х годов поражают резкой и открытой политической окраской творчества, конкретизацией и усилением протестующей мысли, углублением реалистического и критического начала. Ярче всего это выразилось в созданном им в 1834 году новом варианте образа Робера Макера.
На этот раз Леметр сам выступил как драматург, пригласив себе в соавторы Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа. Но характер образа, идейная направленность пьесы и замысел сюжета принадлежали Леметру. Комедию «Робер Макер» он поставил в небольшом окраинном театре ФолиДраматик, так как все директора парижских больших театров договорились бойкотировать Леметра: независимость и протестующая настроенность актера вызывали ненависть театральных дельцов. Но огромный успех спектакля заставил их пожалеть об этом.