Минские театры

Решив посетить минские театры, будьте готовы вернуться в СССР… К сожалению, это касается почти всех театров Беларуси. Например, сравним два города: белорусский Могилёв (358 тыс. жителей) и польский Люблин (348 тыс.). В каждом их них есть несколько государственных театров. Но в Люблине, кроме того, есть еще около 20 небольших театров и студий (в Могилёве таких нет). Так создается конкуренция и рынок: зритель может выбирать спектакли – от элитарных до развлекательных.

В двухмиллионном Минске есть всего 11 профессиональных театров (во всей Беларуси их 29). Небольшое количество означает отсутствие выбора. Немногочисленные непрофессиональные или экспериментальные коллективы не имеют собственных площадок и устраивают показы очень нерегулярно. Государственный статус обязывает заполнять залы любой ценой, от них зависит финансирование. Поэтому театры ориентируются на среднестатистического зрителя и делают акцент на развлекательных спектаклях.

Еще одно проявление «уравниловки» – в размещении трупп. В большинстве стран театральные здания находятся в разных районах города. В Минске все театры размещаются в центре (исключение – Новый драматический театр в районе станции метро «Автозаводская»).

Интересно, что нахождение в центре города не особенно способствует соблюдению дресс-кода. Только зрители Национального театра оперы и балета (Оперного), реже музыкального и Национального театра имени Янки Купалы (Купаловского) позволяют себе прийти в театр в вечерних платьях или строгих костюмах. Чаще публика одета весьма демократично. Чего не скажешь о вкусах средних минчан, которые, в отличие от одежды, в большинстве своем консервативные. Смелые, экспериментальные постановки зрители принимают с недоверием, и часто в репертуаре такие спектакли не выживают.

Является ли театральный Минск замкнутым пространством? Когда-то в городе существовало много экспериментальных коллективов (театров-студий), которые начали появляться во второй половине 1980-х годов. Они стремились создать альтернативу репертуарным коллективам. Но ряд факторов, прежде всего финансовых, привели к их постепенному закрытию. Теперь в Минске остался один профессиональный альтернативный театр – пластичный коллектив «ИнЖест» – и несколько любительских. У «ИнЖеста» нет собственной сцены, и он выступает во Дворце Железнодорожников, сайндтреки и фоновую музыку к постановкам он скачивает в интернете с сайта https://sharkmp3.net/ . При РТБД также действует Центр белорусской драматургии, у которого есть небольшая сцена. Своё помещение существует и у Центра экспериментальной режиссуры. Остальные площадки (креативный кластер МЕ100, Центр современных искусств, Black Box Нового драматического театра) скорее временные, чем постоянные места для экспериментальных показов. Еще одним альтернативным коллективом является Свободный театр, который выступает преимущественно за рубежом. Его отношения с белорусскими властями напряженные: коллектив не может найти себе постоянные площадки и вынужден проводить показы в частных квартирах.

На протяжении последних десятилетий театр Беларуси находится в перманентном кризисе. А среди столичных коллективов существуют пять бесспорных лидеров, которые, несмотря на финансовые трудности и административное давление, стремятся держать планку.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!