Модена жил и играл в Пьемонте

Для Модена театр был видом общественного служения. Он считал, что родина имеет право требовать от актера всегда, а в годы больших политических потрясений и политической борьбы особенно, всех его сил. Искусство дает ему власть над большими коллективами, проходящими через зрительный зал, и он не исполнит своего долга, если откажется вести их за собой к той цели, к которой зовет родина. Этими предпосылками питалось мастерство Модена. И так велико было его обаяние, что Густаво удалось собрать и повести за собой все лучшее, что было в итальянском актерстве того времени. Печатью его политического горения, печатью его актерского гения была отмечена эволюция актерского мастерства в Италии вплоть до объединения страны, повернувшего Италию на новые пути.

Достаточно сказать, что лучшие актеры этой эпохи, а частью и периода, последовавшего за воссоединением Италии, шли по его следам. И если Моррокези, будучи профессором актерского искусства, не сумел создать школы, то Модена, который был только актерам и только патриотом, создал ее, не поднимаясь на кафедру, исключительно обаянием своего гения. Актеры, играя вместе с ним, учились у него, и уроки его, совершенно лишенные твердой методики, были так действенны, что успешно формировали искусство актера. Модена жил и играл в Пьемонте вплоть до 1860 года, когда эпопея 1848 года получила свое громовое продолжение в экспедиции гарибальдиевской Тысячи. Когда была завоевана Сицилия и занят юг Италии, когда Гарибальди овладел Неаполем и в Теано состоялось его свидание с Виктором-Эммануилом, когда Неаполь переживал праздничное ликование,— любимый ученик Модена, Томмазо Сальвини, просил старика приехать в южную столицу, где он играл со своей труппой, и принять участие в ее спектаклях. Густаво это было нелегко. В последнее время его одолевали разные недуги, которые действовали на голос и мешали ему свободно двигаться по сцене. Но он не мог себе отказать в радости — посетить места недавних триумфов своего любимого героя. Он приехал, но по секрету от Сальвини, смотрел, затерявшись в зрительном зале, на его игру и отказался от гастролей. Модена не хотел показать, что силы и талант ему изменяют. Он вернулся в Турин и умер там год спустя (1861). В 1888 году были наконец напечатаны его интереснейшие письма, которым предпослана всту-пительная статья Джузеппе Мадзини. Дело Модена продолжали его ученики, полнее других воплотившие его артистические и общественные идеалы: Аделаида Ристори, Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. Для итальянского театра в период между 1848 и 1870 годами характерен стремительный и мощный расцвет реалистического актерского искусства при идейно-художественном отставании драматургии.

Причины этого явления коренятся в особенностях общественно-политической жизни страны. Национально-освободительное движение в Италии достигает своего высшего подъема в 1848—1849 годах, когда, по образному выражению А. И. Герцена, «все в Европе бродит, работает, когда падают вековые стены, кумир валится за кумиром», когда «туча, висевшая над Европой, не дозволявшая никому свободно дышать, разразилась, молния за молнией, удар за ударом».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!