На премьере «Эрнани»

Весь этот шум, поднятый вокруг пьесы, крайне обострил общественный интерес к ней. Премьера «Эрнани» превратилась в политическую демонстрацию. Передовые круги французского общества восприняли протестующее звучание пьесы Гюго как призыв к борьбе с существующим строем. На защиту «Эрнани» встала вольнолюбивая, оппозиционно настроенная к господствующему режиму молодежь. На премьере «Эрнани» происходили настоящие бои. Аристократия специально ездила в театр освистывать «Эрнани». Среди защитников «Эрнани» находились многие прогрессивные деятели искусства, в том числе молодой Бальзак, споривший с Гюго по вопросам творческого метода, но защищавший смелое новаторство пьесы. Несмотря на все усилия реакции, это произведение утвердило романтическую драму на французской сцене. Премьера «Эрнани» состоялась в феврале.

А через пять месяцев, в июле 1830 года, произошла революция, свергнувшая Бурбонов и расчистившая путь буржуазному развитию Франции. Творчество Гюго 1830-х годов развивается в условиях нарастания противоречий буржуазного общества, проявившихся очень ясно в первых выступлениях французского пролетариата. Оставаясь на либерально-утопических позициях, Гюго в эти годы глубже вглядывается в жизнь общества, где цинично и нагло хозяйничает победившая финансовая клика. В произведениях Гюго отчетливее начинает звучать тема разоблачения социальной несправедливости. В романе «Собор Парижской богоматери» (1831) бездушному миру католицизма и аристократии Гюго противопоставляет образы людей из народа, гибнущих в страшном мире угнетения, обмана, злобного лицемерия. В повести «Клод Ге» (1834) Гюго впервые рисует образ безработного рабочего, показывая губительное влияние общества на судьбу своего героя. Правда, Гюго ограничивается про-поведью милосердия, не делая революционных выводов, но сама постановка темы говорит об углублении и конкретизации демократических симпатий писателя. ?Эти настроения отразились и в послереволюционной драматургии Гюго. В течение 1830-х годов он пишет одну за другой драмы: «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджа» (1833), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело» (1835), «Рюи Блаз» (1838). Предисловия к этим пьесам свидетельствуют о сдвигах в художественном сознании Гюго, о влиянии на него эстетической мысли современного утопического социализма. Выступая против безыдейности в искусстве, Гюго подчеркивает воспитательную роль драматургии, ее общественное значение, требует вывести на сцену народ. В этих пьесах Гюго развивает тот же круг проблем, стремясь пробудить в зрителях ненависть к тирании и глубокое сочувствие к образам борющихся и мужественных героев. Революционная атмосфера 1830-х годов определяет большую политическую заостренность драматургии Гюго этих лет. Пьеса «Король забавляется» — непосредственный отклик Гюго на республиканское восстание в Париже в июне 1832 года, целью которого было свержение монархии. Кровавое подавление двухдневной героической борьбы рабочих и мелкобуржуазных республиканцев произвело на Гюго огромное впечатление. Много лет спустя он описал эти героические дни в романе «Отверженные» (1861), прославив тех самых республиканцев 1832 года, которые, по выражению Ф. Энгельса, «действительно были представителями народных масс»В 1832 году Гюго еще не был готов к тому, чтобы вывести на сцену подлинных героев современности. Но в это время он создал одну из своих наиболее политически острых пьес. Хотя в драме «Король забавляется» заключен мотив морального искупления, на первый план выдвигается гневное разоблачение развратного негодяя, сидящего на троне. Когда в последнем действии шут Трибуле топчет ногами мешок, думая, что в нем лежит труп короля, и произносит неистовый, полный страстной ненависти монолог, тема морального возмездия отступает на второй план и громче всего звучит центральная мысль пьесы—призыв к цареубийству, к борьбе и мести тирану. Да и самая трагедия Трибуле — гибель его дочери, ставшей жертвой грязной прихоти короля,— это беспощадный обвинительный акт против коронованного развратника.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!