Образ Деклассированного дворянина

Особое место занимает в драме образ Деклассированного дворянина дона Сезара де Базана, развернутую характеристику которого Гюго дает в предисловии к драме. Этот «добрый и смелый человек, умный и прямодушный», беспечно растративший фамильное состояние и ставший беспутным бродягой, занимает столь значительное место в драме именно потому, что он стоит вне рамок официального общества и фактически противопоставлен ему. Образом жизнерадостного, человечески обаятельного дона Сезара Гюго дополняет образ Рюи Блаза, так как в силу своей деклассированности Сезар де Базан помогает выявлению хищнической беспринципности и аморализма правящих кругов.

Не являясь программным героем, Сезар де Базан написан гораздо более живыми красками; в нем особенно ясно проявилось стремление Гюго к «шекспировским» образам, требование изображать не прекрасное, а характерное. Жизненность и сценическая выразительность образа Сезара де Базана побудили исполнителя роли Рюи Блаза Фредерика-Леметра обратиться к драматургам Дюмануару и Деннери с просьбой написать специальную пьесу о похождениях этого героя. В 1844 году появилась пьеса «Дон Сезар де Базан», до настоящего времени бытующая на сцене. «… Сколько однако истинно хорошего и истинно рыцарского в этой оборванной фигуре бродяги-гранда» — писал М. Горький о доне Сезаре де Базане. Драма «Рюи Блаз» — высшее выражение протестующей романтической мысли Гюго. После разгрома парижского восстания 1839 года, проходившего под руководством Бланки, наступил новый этап в жизни Июльской монархии. К власти пришли наиболее консервативные круги французской финансовой буржуазии, вступившей на путь решительной борьбы против всяких либеральных реформ и стремившейся к укреплению монархии Луи-Филиппа.

Это нашло выражение прежде всего в разгроме многочисленных тайных заговорщических обществ, активно действовавших в 1830-е годы. Но подавить растущее недовольство народных масс оказалось невозможным. С начала 1840-х годов во Франции усиливаются противоречия между двумя основными классами буржуазного общества — буржуазией и пролетариатом. Это изменение соотношения классовых сил, подготовившее выступление французского пролетариата в июне 1848 года, определило сдвиги, происшедшие в сознании буржуазной интеллигенции в начале 1840-х годов. Крах заговорщической тактики мелкобуржуазных тайных организаций, распад единой либеральной оппозиции и укрепление буржуазной монархии приводят Гюго к идейному кризису и временному отступлению с позиций боевого, демократического искусства. В эти годы Гюго идет на соглашение с монархией Луи-Филиппа, принимает титул пэра Франции и поражает своих бывших единомышленников монархической речью, произнесенной им при вступлении во Французскую Академию в 1841 году.

Этот, хотя и недолгий, отказ Гюго от прогрессивных позиций привел его к творческому кризису. Единственное законченное произведение Гюго в 1840-е годы — драма «Бургграфы» (1843). _Заменив историческую тему легендарной, Гюго в этой пьесе отказался от того конфликта, который определил протестующее звучание его прежних драм.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!