Образ Жибуайе

Но в то же время в комедии, вопреки реакционным политическим устремлениям автора, нашли отражение некоторые типичные черты нравов политических дельцов буржуазной Франции, запечатленные в ряде живых и ярких образов. Особенно выразителен образ Жибуайе. Вышедший из низов, делавший карьеру, не брезгуя самыми грязными методами, Жибуайе продает свой талант журналиста направо и налево, тому, кто больше заплатит. Типичность этого персонажа, воплощающего беспринципную парижскую литературную богему, меткость авторских наблюдений позволили выдающемуся актеру Э. Го с поразительной реалистической колоритностью дать сценический портрет Жибуайе.

Но сатирическая острота образа смягчена тем, что Жибуайе выведен в пьесе как нежный отец. По ходу действия выясняется, что он жертвовал всем ради благополучия своего сына Максимилиана. Путь Жибуайе «из дворников в люди» — это тяжкий путь. И Ожье сочувствует ему. Автору близки рассуждения Жибуайе о том, что аристократию родовую и денежную пора заменить «аристократией ума», что интеллигенция должна стоять во главе общества. И поскольку Жибуайе своим трудом, лишениями, даже сделками с совестью вырастил такого интеллигента — Ожье питает к беспутному журналисту несомненную симпатию. «Чтобы потомству дворников проложить себе дорогу в обществе, нужно, конечно, больше одного поколения»,— говорит Жибуайе. «Мое поколение было принесено в жертву, и было бы, право, очень глупо, если бы никто не воспользовался этой жертвой… Я питался мясом бешеной коровы в лучшие дни моей жизни, а в худшие грыз булыжник. В результате Максимилиан — доктор словесности, доктор математики, доктор прав… я хочу сделать из Максимилиана то, чего не вышло из меня; он должен быть человеком уважаемым и достойным уважения». И Максимилиан действительно обладает всемикачествами положительного буржуазного героя — он скромен, трудолюбив, образован, он носитель порядочности и высокой добродетели, за что Ожье и награждает его рукой любимой девушки (дочери Марешаля) и ее солидным приданым. В драматургии Ожье периода 1870—1880-х годов продолжают развиваться те же темы, по-прежнему он выступает учителем нравственности, особое внимание уделяя вопросам семьи, брака, развода, незаконных детей и другим «проблемам» такого же рода.

Драматургия Ожье является важным этапом в истории французской драмы и в истории французского театра. В комедиях Ожье был создан тот тип буржуазной драмы второй половины XIX века, который надолго утвердился на сцене и оказал значительное воздействие на развитие европейской драматургии. Этот тип драмы сложился в ту всемирно-историческую эпоху, когда, по определению В. И. Ленина, в Европе «революционность буржуазной демократии уже умирала» Умирание, вырождение идей, одухотворявших предшествовавший период в истории литературы и театра, определило и основные черты буржуазной драмы эпохи: скудность и ограниченность ее идейной проблематики и отказ от правдивого и смелого изображения современной жизни и ее непримиримых социальных противоречий и конфликтов. Но Дюма не повторяет Ожье. При большой близости их идейных и эстетических принципов Дюма вносит во французскую буржуазную драму некоторые новые черты. Он несколько расширил круг вопросов буржуазной нравоучительной драмы и ввел в нее новых героев, появление которых на театральных подмостках воспринималось в наиболее консервативных кругах как угроза для общественных нравов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!