Очерченный образ отца Лорана

Пьеса, в центре которой Монвель поставил зловещую фигуру преступного монаха, совершавшего свои злодеяния под маской благочестия, вызывала ассоциации с великой национальной традицией обличительной драматургии. Схематический, но резко очерченный образ отца Лорана воспринимался как новый вариант Тартюфа и звал не к примирению, а к борьбе. Тема борьбы звучит с еще большей силой в мелодраме Ж. -А. -Ф. Ламартельера (1764—1830) «Робер, атаман разбойников» (1792). Пьеса эта, являющаяся переделкой драмы Шиллера «Разбойники», насыщена пафосом бунтарства, в ее антифеодальном протесте слышатся грозные ноты плебейского гнева. Герой этой драмы Робер организует не шайку разбойников, а отряд мстителей, ненавидящих аристократов и поклявшихся мстить за ограбление и угнетение народа.

Они убивают феодалов по приговору организованного ими «кровавого трибунала» — тайного грозного судилища, карающего тех, кто притесняет крестьян и преследует невинных. «Смерть тирана — благодеяние для его подданных» — так формулирует идею пьесы один из ее персонажей. Но и в этой драме нашла выражение ограниченность буржуазно-революционной мысли. Робер показан беспощадным, убежденным и страстным мстителем за попранные права народа. Но в то же время он изображен сентиментальным юнцом, страдающим от сознания своей преступности. Конечное решение конфликта явно противоречит основной направленности пьесы: Робер получает прощение для себя и своих «разбойников» из рук императора, и отряд становится частью императорской армии! Таким образом, вся протестующая мысль пьесы выливается в законное и мирное русло. При всей идейной противоречивости ранней мелодрамы как жанра, порожденного буржуазной революцией, в ее неистовой эмоциональности и в остроте ее конфликтов нашла отражение непримиримость классовой борьбы революционной эпохи. Потому мелодрама сыграла значительную роль в развитии революционного театра. Современная тема в театре буржуазной революции не могла выступить в иной форме. Схематическое противопоставление «злодеев» и идеально добродетельных положительных героев носило в революционной мелодраме не абстрактно-моральный», а отчетливо социальный характер. В ранней мелодраме звучал страстный протест против тирании и фанатизма; она была насыщена пафосом борьбы против феодально-сословных предрассудков, утверждала равенство и требовала справедливости. В такой же степени, как «серьезные» жанры — трагедия и мелодрама,— глубокую перестройку в период революции переживают и комические жанры. Классицистская комедия и порожденные революцией новые типы комедийной драматургии с необычайной чуткостью реагируют на революционные события, чаще всего становясь непосредственным орудием идеологической пропаганды различных классов, партий и групп, втянутых в революцию.

Основными, специфическими чертами комедийной драматургии революционного периода являются актуальность, злободневность, открытая постановка политической проблемы и ее подчеркнуто тенденциозное решение. Но в комедиях первого периода революции сатирическое разоблачение феодального режима сочетается с примиренческой тенденцией. Излюбленным становится образ раскаявшегося аристократа. Одним из первых создает образцы такой комедии Фабр д’Эглантин (1755—1794). Дантонист, перешедший в годы якобинской диктатуры в лагерь контрреволюции и казненный в 1794 году, он был одним из главных комедиографов первого этапа революции.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!