Оперный театр в России
Наряду с драматическими театрами в России возникали еще и театры оперы и балета. Большинство известных композиторов наконец-то нашло применение своим талантам. Для таких театров писали многие известные композиторы. Оперы ставились во всех театрах, какие только имелись, но все понимали, что необходимо построить специальные театры для данного рода произведений.
Однако, после возникновения оперных театров, многие императорские служащие не оценили огромный талант артистов и танцовщиков по достоинству. Высокопоставленные чиновники задумали ликвидировать все такие театры. Это вызвало огромную волну протеста среди передовых интеллигентов, музыкантов, артистов и танцовщиков. Именно в тот момент, когда ситуация была на грани, С. И. Мамонтов открыл свой театр оперы и балета. В связи с тем, что при дворе артистический талант не признавался, у Мамонтова не было проблем с набором труппы.
В театре Мамонтова, который располагался совсем неподалеку от Большого театра, раскрыл свой талант Ф. И. Шаляпин. На сцене ставились произведения Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других талантливейших русских композиторов. Под руководством создателя театра оперы и балета над декорациями работали известнейшие художники — А. В. Васнецов, К. А. Коровин, В. Д. Поленов и М. А. Врубель.
Вскоре Мамонтов стал богатым промышленником, но о театре не забыл. Благодаря большому капиталу он смог открыть свой собственный театр оперы и балета. Этот театр спонсировался самим Мамонтовым, он не был казенным и не зависел от императорского двора. Для того чтобы удержать свою труппу и сохранить театр, Мамонтов прилагал максимум усилий. Премьеры многих пьес проводились под видом генеральных репетиций, так как в зале не было ни одного зрителя.
Однако, возникшие финансовые трудности, не дали Мамонтову спасти театр. Руководство над театром взял С. И. Зимин. Он во многом консультировался с участниками старой труппы и приглашал их на каждый юбилей. Под начальством Зимина театр существовал до 1917 года.