Освобождение языка

Борясь против сословного догматизма и рационализма классицистской драматургии, ратуя за слияние трагедии и комедии, Гюго одновременно требует полного освобождения языка. Он очень верно ставит вопрос о развитии языка, говоря, что «человеческий ум всегда движется вперед, изменяется, и вместе с ним изменяется и язык». Потому, вырабатывая новые принципы драмы, Гюго выдвигает требование новых языковых средств выражения. Защищая стихотворную драму, утверждая, что стих — это «оптическая форма мысли», Гюго решительно протестует против однообразия александрийского стиха. «Нам желателен стих свободный, непосредственный, честный… легко и свободно переходящий от комедии к трагедии, от возвышенного к гротескному»,— пишет он. Одновременно Гюго в противовес Стендалю решительно протестует против прозы, которая, по его словам, ограничивает фантазию художника. Для эстетической теории Гюго 1820-х годов характерно отрицание грубой жизненной прозы, требование поэтизации реальности.

Это находит выражение и в призыве Гюго к созданию стихотворной драмы, к изображению ярких образов, могучих чувств, бурных страстей. Идейная противоречивость Гюго, расплывчатость его положительных идеалов не помешали ему осознать главную художественную задачу эпохи. Он выступил подлинным новатором, заявив: «Пусть на смену придворной литературе явится литература народная». Это и делало его признанным вождем демократического крыла французского романтизма 1820-х годов. Мысли, изложенные Гюго в предисловии к драме «Кромвель», получили дальнейшее развитие в его статьях и предисловиях к драмам 1830-х годов. Вступления Гюго на подмостки театра с нетерпением ожидали все те, для кого литературное новаторство связывалось с политической оппозицией режиму Реставрации. Драма «Кромвель» не ответила этим ожиданиям. Гюго предназначал ее для Тальма, но после смерти актера (1826) перестал ориентироваться на театр и создал громоздкую пьесу. Она не могла быть поставлена на сцене не только в силу своей композиционной рыхлости и огромных размеров (шесть тысяч стихов); главная причина заключалась в ее идейной неопределенности и драматургической незрелости. В драме сказался характерный для Гюго интерес к эпохе бурных революционных событий. Однако он не дает в пьесе четкой идейной программы. Он сталкивает два борющихся лагеря — монархистов и республиканцев (аристократов и пуритан-буржуа), последовательно и убедительно развенчивая и тех и других. Этим борющимся силам Гюго противопоставляет образ Кромвеля. Но он показывает его не как крупного революционного деятеля, а как честолюбца, мечтающего овладеть английским престолом. Тем самым развенчивается и образ Кромвеля. В пьесе не остается никакой положительной силы, за исключением слепого поэта Мильтона, постигающего губительность честолюбивых замыслов Кромвеля, но стоящего в стороне от политической борьбы. Вся драма пронизана глубоким скептицизмом, выражавшим политические колебания Гюго, который теряет в этот период роялистские иллюзии, но еще очень далек от республиканизма. В пьесе сказалась и художественная незрелость Гюго-драматурга. Он нагромождает в ней контрастные положения, вводит гротескные образы, стоящие вне действия. Задача создания новой романтической драмы была решена Гюго в «Марьон Делорм» (1829). В этой пьесе отразилась политическая радикализация Гюго накануне 1830 года, что и привело к запрещению драмы королевской цензурой. Пьеса попала на сцену только после Июльской революции.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!