Отход Байрона от абстрактности и символизма
Трагедии на сюжеты из истории Италии были написаны Байроном под непосредственным влиянием политической борьбы в стране. Отсюда отход Байрона от абстрактности и символизма, преобладающих в «Манфреде». В художественном отношении исторические драмы также отличаются от «Ман-фреда». В них сказывается влияние просветительского классицизма Альфьери. Но лирическая интонация остается преобладающей и здесь. В «Марино Фальеро» (1820) изображена трагическая история престарелого дожа Венеции, вступающего в конфликт с правящей верхушкой республики. Оскорбленный Советом Десяти, не вступившимся за честь его и его молодой жены, дож Марино Фальеро сближается с группой заговорщиков, стремящихся свергнуть олигархию патрициев. Байрон создает яркие фигуры вождей антипатрицианского заговора Бертуччо и Календаро. Попытка переворота не удается. Главной причиной является оторванность заговорщиков от народа.
Хотя Бертуччо и примкнувший к заговору Марино Фальеро борются за интересы народа, но они далеки от него. Народ появляется лишь в финале трагедии, чтобы увидеть трупы казненных заговорщиков. Несмотря на неудачу заговора, трагедия отнюдь не наводит на мысль о том, что дож и его сообщники затеяли бесплодную борьбу. Один из вождей готовящегося восстания, Израэль Бертуччо, произносит проникновенную речь о значении даже тех попыток свержения несправедливой власти, которые заканчиваются неудачей. Он выражает твердую уверенность в том, что жертвы, приносимые для дела свободы, отнюдь не напрасны… . Неудача Немыслима в делах, когда за них Пролита кровь. Пусть оросится плаха, Пусть солнца зной иссушит наши трупы, Пускай прибиты будут наши члены к воротам и стенам, — наш дух при этом Останется в живых!Более мрачной является трагедия «Двое Фоскари» (1821), также написанная на сюжет из истории Венеции. Причиной углубления трагизма было поражение, понесенное восставшими итальянцами в 1821 году, когда была задушена попытка создать Неаполитанскую республику. Центральным персонажем этой трагедии также является дож Венеции, Франческо Фоскари. Он и его сын горячо любят родину. Но обстоятельства складываются так, что дож оказывается вынужденным осудить собственного сына. Образам честных и мужественных патриотов Фоскари противостоит жестокий и коварный патриций Аоредано, воплощающий в себе все пороки олигархического государства. Борьба между обоими Фоскари и Лоредано развертывается в узких рамках дворцового круга. Народ в этой трагедии не виден и не слышен.
Байрон выражает в этом произведении глубокую скорбь по поводу гибели лучших людей, становящихся жертвами произвола и жестокости несправедливого государственного строя. Однако и здесь, как в других своих произведениях, Байрон считает, что лучше умереть в борьбе, чем покориться царящей в обществе несправедливости. С особой силой стоический пессимизм Байрона сказался в его наиболее значительном драматическом произведении, в мистерии «Каин» (1821). Байрон назвал это произведение мистерией, ибо в нем, подобно средневековым мистериям, основу сюжета составляет эпизод из Библии. Но этим и ограничивается сходство драмы со средневековыми пьесами. Не говоря уже об огромной дистанции, отделяющей в художественном отношении драму Байрона от примитивных средневековых пьес на библейские сюжеты, следует отметить прежде всего, что, используя христианскую мифологию, Байрон создал пьесу, проникнутую антирелигиозным духом.
Действие пьесы составляет легендарный эпизод о Каине и Авеле. Байрон совершенно по-новому осмыслил историю двух братьев. Согласно библейской легенде, Авель является воплощением нравственных начал, тогда как Каин, первый убийца на земле, считается виновником чуть ли не всех бедствий человечества. Переосмысляя сюжет в философском плане, Байрон придал совершенно иное значение этим фигурам.