Переход от классицистской комедии

Этот процесс подчинения искусства актеров Французской Комедии буржуазной идейности может быть прослежен на многих актерских биографиях. Актер, драматург и уважаемый театральный деятель, Сансон был и выдающимся педагогом, вырастившим плеяду крупнейших актеров и актрис середины и второй половины XIX века.

Он воспитал Л. -Р. Аллан-Депрео (1810—1856)—одну из лучших «гранд-кокет» театра Французской Комедии, актрису, которая безукоризненной элегантностью и искусством легкой светской болтовни завоевала восторженное признание не только французского, но и русского высшего общества, потому что она с 1836 по 1846 год играла в Михайловском французском театре в Петербурге. Исполнительница пьес Скриба, Мюссе и Ожье, принятая в высшем свете и выступавшая в придворных спектаклях, Аллан-Депрео стала одной из самых «великосветских» актрис французского театра. Амплуа «гранд-кокет» в середине XIX века явно стало главным женским комедийным амплуа театра Французской Комедии. Переход от классицистской комедии к современному буржуазному репертуару характерен и для Ф. Ж. Ренье (1807— 1885)—одного из крупнейших мастеров Французской Комедии середины века.

Страстный «мольерист», Ренье сыграл сорок ролей только в пьесах Мольера. Легко и весело рисовал он образы комических слуг, без нажима и шаржа, но и без сатирического заострения лепил оетрохарактерные образы в комедиях Мольера, Лесажа, Мариво, Бомарше. В 1830-е годы начинается серия его успехов в современной драматургии. С подкупающей мягкостью он создает ряд ролей в пьесах Скриба и Ожье, в сущности, утверждая образ буржуазного положительного героя. Умный и требовательный к себе художник, серьезный педагог (его учениками были братья Коклены), исследователь, внесший немалый вклад в историю театра разысканием знаменитого «Реестра» Лагранжа, Ренье в конце жизни выполнял и крупные административные функции. В 1870-х годах он был сначала генеральным директором Французской Комедии, а позднее — директором театра Гранд Опера. Наряду с Сансоном Ренье был одним из самых уважаемых актеров Французской Комедии.

Оба они получили орден Почетного легиона, оба пользовались доверием правительственных кругов. В творчестве актеров этой школы несомненно имелись реалистические черты. Современная тематика и прозаическая, разговорная речь пьес скрибовского типа способствовали уменьшению условности в актерской игре. Актерское искусство стало проще, правдивее, в нем появились бытовые элементы, умение точно воспроизводить внешние социальные и даже профессиональные признаки персонажа. Но отрыв от социально значимой проблематики, безразличие к борьбе народа против социального угнетения ограничивали реалистические устремления этих актеров. Их искусство было чуждо обличительной мысли, ограничено кругом идей и образов буржуазно-салонной драматургии. За его «незлобивостью», мягким отношением к человеческим недостаткам раскрывалось созерцательно-примиренческое отношение к жизни.

Линия современной буржуазной комедии и драмы была определяющей для труппы театра Французской Комедии уже в 1830-е годы. Большая трагическая тема стала явно не по плечу театру, на сцене которого могучее искусство Тальма еще недавно потрясало зрителей. Но трагедии не суждено было угаснуть. Общественный подъем 1840-х годов и сложная обстановка идейной борьбы предреволюционного периода породили в актерском искусстве Франции необычайное по яркости и противоречивости явление — творчество величайшей французской трагической актрисы XIX века Рашель (настоящее имя Элиза-Рашель Феликс, 1821—1858).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!