Первая пьеса Бальзака
Первой пьесой Бальзака, попавшей на сцену, была драма «Вотрен» (1839). Однако пьеса была запрещена сразу после ее премьеры в театре Порт-Сен-Мартен (1840). Поводом к запрещению послужило то обстоятельство, что Фредерик-Леметр, игравший роль каторжника Вотрена, появился на сцене в парике, напоминающем прическу короля Луи-Филиппа. Но подлинная причина запрещения коренилась гораздо глубже.
В основе драмы лежит глубокое противоречие между человеком и обществом. Как всегда, Бальзак стремился к правдивому и точному воспроизведению жизненной обстановки. Он датировал время действия 1816 годом, ввел упоминание о крупнейших исторических событиях. Действие строилось на столкновении больших социальных сил, много внимания уделялось характеристике французской аристократии, игравшей важнейшую роль в период Реставрации. Легитимист Бальзак откровенно симпатизировал аристократам — жертвам революционного террора. Но в то же время Бальзак пронизал драму разоблачительной антиаристократической тенденцией. Она нашла выражение в выдвинутом на первый план образе герцога Монсореля, обрисованного резко отрицательными красками. Крупный вельможа, приближенный короля, герцог является типичным представителем французской знати периода Реставрации. Бальзак изображает Монсореля жестоким самодуром, показывает его бесчеловечное отношение к заподозренной им в измене жене, к новорожденному сыну, брошенному им двадцать два года назад на произвол судьбы. Аристократу Монсорелю, который приносит в жертву великосветским условностям все истинно человеческие чувства, Бальзак противопоставляет центрального героя пьесы Вотрена. К началу работы Бальзака над пьесой образ Вотрена, одного из основных персонажей «Человеческой комедии», уже сложился окончательно и был хорошо известен французскому читателю. Образ Вотрена определяет весь ход развития действия в пьесе. Автор наделил этого уголовного преступника, стоящего вне рамок официального мира, могучим и дерзким умом, гигантской волей, глубоким знанием законов современной жизни, умением руководить людьми.
Этот беглый каторжник выступает в пьесе носителем гуманистического начала. Подобрав брошенного ребенка — Рауля, сына герцога Монсореля, Вотрен воспитывает его, дает ему образование, помогает вырасти благородным, честным человеком. Глубоко веря в добрые начала человеческой природы, Вотрен мечтает о блестящей светской карьере для своего питомца, стремясь доказать презираемому им высшему обществу возможность существования полноценной человеческой личности. Вотрен противопоставлен не только аристократии, но и силе, составляющей опору трона, — полиции, продажность и аморальность которой воплощены в образе полицейского шпиона СенШарля. Показывая уголовные деяния шайки Вотрена, Бальзак подчеркивает, что методы «блюстителей порядка» ничем не отличаются от действий нарушителей этого порядка — профессиональных преступников. Вотрен поставлен в пьесе и над сообщниками, неспособными понять его душевное благородство, и над всем официальным миром современной Франции. Бальзак широко использовал в пьесе прием трансформации Вотрена. Уже в «Человеческой комедии» этот композиционный ход помог Бальзаку через многоликие превращения Вотрена показать галерею типических представителей буржуазного мира — аббата, рантье, начальника сыскной полиции и т. д. — и раскрыть их преступную, хищническую природу. Образ Вотрена в пьесе значительно смягчен сравнительно с «Человеческой комедией», потому что все его поведение обусловлено стремлением обеспечить счастье Рауля.
Таким образом, действие пьесы переключается в плоскость морального состязания Вотрена с официальным миром, а многократные «переодевания» Вотрена служат средством выявления его самоотверженности по отношению к Раулю и придают сюжету внешнюю занимательность. Любовная интрига, которой отводится очень значительное место, решается вне большой социальной проблематики, намеченной в пьесе, и приобретает мелодраматический характер.