Пьеса полна назойливой морализации

Исполняя роль Мари-Жанны, бедной работницы, муж которой пьянством довел семью до крайней нищеты, Дорваль с трагической глубиной раскрыла в этой роли центральную для ее творчества тему материнской любви и показала образ женщины из народа во всей его душевной красоте и силе.

Пьеса полна назойливой морализации и абсурдного нагромождения мелодраматических сюжетных положений. Но в ней есть несколько сцен, где Мари-Жанна — нищая, слабая, убитая горем — борется с сильным, ловким, богатым противником, чтобы отнять у него своего ребенка. Для Дорваль этого было достаточно. Она дорисовывала, дополняла образ, превращая его в обвинительный акт против общества. Во второй картине второго акта Мари-Жанна ночью приходит к приюту, чтобы оставить там своего ребенка. Эту невыразительную по тексту сцену Дорваль превращала в идейную и эмоциональную кульминацию спектакля. Ее Мари-Жанна несколько раз подходила к дверям приюта и не могла решиться. Силы оставляли ее. Она падала на колени, говорила ребенку бессвязные слова, целовала его, клялась работать, чтобы собрать деньги, необходимые для его воспитания.

Мысль о том, что когда-нибудь она возьмет ребенка обратно, придавала ей силы. Положив ребенка на вращающийся круг, она звонила. Но когда круг поворачивался и ребенок уходил от нее, мать, осознав непоправимость случившегося, теряя сознание от ужаса и горя, кричала и билась, пытаясь достать ребенка, которого она сама отдала, спасая его от голодной смерти. Этот крик матери потрясал зрителей. В нем билось живое человеческое сердце, в нем звучала смертельная мука безысходного, непреодолимого отчаяния. В этой роли, завершающей творческий путь актрисы, с максимальной силой раскрылись лучшие черты ее дарования — глубокая искренность, человечность, близость к народу, протест против чудовищной бесчеловечности существующего строя. Не случайно привилегированный театр Французской Комедии пре-небрежительно отвергал замечательную актрису. При активном содействии Гюго и Виньи она была в 1834 году приглашена в этот театр и создала здесь ряд ролей, относящихся к числу ее лучших творческих достижений. Но актеры «королевской сцены» продолжали относиться к ней с обидным пренебрежением. Вдохновенное искусство «низовых» актеров считали здесь вульгарным и эксцентричным.

Бокажу не удалось проработать в этом театре больше одного года. Фредерика-Леметра театр Французской Комедии не допустил в свои стены. Мари Дорваль здесь «терпели» целых четыре года ради огромных сборов, приносимых ею, но создавали условия, котчрые в конечном счете вынудили ее покинуть этот театр. Когда в последние годы жизни, находясь в тяжелом материальном положении, Дорваль обратилась в театр Французской Комедии с просьбой принять ее на любые роли и небольшой оклад, ей отказали. Великая актриса французского демократического театра умерла в 1849 году в тяжелой нужде.

Демократические тенденции французского сценического романтизма с максимальной силой нашли выражение в творчестве величайшего французского актера XIX века Антуана-ЛуиПроспера Леметра, всемирно известного под своим театральным псевдонимом Фредерика-Леметра (1800—1876).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!