Пьеса с Сезаром де Базаном
В 1844 году вместе с частым своим сотрудником Дюмануаром он написал пьесу «Дон Сезар де Базан» на сюжет, подсказанный крупнейшим романтическим актером Франции Фредериком-Лемегром. Создав в 1838 году роль Рюи Блаза в одноименной драме В. Гюго, Фредерик-Леметр мечтал сыграть роль второго героя этой пьесы — деклассированного испанского гранда Сезара де Базана, веселого поэта и гуляку, равнодушного к аристократическим титулам, беспечно расточившего свое состояние и близкого к общественным низам. Так как роль Рюи Блаза принесла Фредерику-Леметру огромный успех, он не хотел оставлять ее. Поэтому у него зародилась идея создать новую пьесу с Сезаром де Базаном в качестве главного действующего лица. Итак, в 1844 году герой драмы Гюго вновь предстал перед зрителями крупнейшего бульварного театра Порт-Сен-Мартен.
В этой пьесе подчеркивался демократизм Сезара де Базана, его готовность приходить на помощь слабым и обиженным, сочетание в его характере бесшабашной удали с высоким чувством чести и человеческого достоинства. Авторы сделали его соперником короля Карла VII испанского в любви к уличной плясунье Маритане. Высмеивая короля и его министра, противопоставляя их коварство, ложь, мрачную злобу душевному благородству Сезара де Базана, авторы насыщают свою «драму с пением» (по существу, комедию-водевиль) антимонархической идейностью. Жизнерадостность этой пьесы, привлекательность ее центрального героя завоевали симпатии советского зрителя. Она шла и идет в ряде наших театров, а в 1957 году была экра-низирована советским режиссером И. С. Шапиро. Демократизм, сочувствие к простым людям звучат и в таких драмах Деннери, как «Мари-Жанна» (1845), «Старый капрал» (1853), и других. Деннери продолжал традицию мелодрамы почти до конца XIX века. В 1874 году им написана (совместно с Кормоном) знаменитая мелодрама «Две сиротки», переведенная на многие языки и завоевавшая успех во многих странах мира. Рассказанная в этой пьесе история двух девушек-сироток, связанных нежной, преданной дружбой и ставших жертвами предательства и преступления, полна трогательного сочувствия к несправедливо гонимым. Перенеся действие в XVIII век, Деннери показывает преступления знатного негодяя и нищей воровки с ее сыном — бандитом, которые в одинаковой степени пользуются безнаказанностью. И в то же время мелодрама дает картины жестокого произвола начальника полиции, который бросает в тюрьмы и ссылает на каторгу ни в чем не повинных людей. Увлекательность сюжета, действенность, гуманистические черты этой мелодрамы продлили ее популярность и в XX веке.
В 1922 году виднейший американский кинорежиссер Д. У. Гриффит экранизировал ее. А в 1927 году К. С. Станиславский поставил на основе этой пьесы (правда, переработанной Вл. Мас-сой) спектакль «Сестры Жерар», много лет державшийся на сцене Московского Художественного театра. Но при всех привлекательных чертах пьес Деннери в них немало мелодраматической фальши, призывов к христианскому милосердию, социальной демагогии. «Злодеям»-аристократам в них всегда противопоставляются «добрые» аристократы, носители высоких нравственных чувств. Преступники в них всегда терпят моральное возмездие, а бедные сироты вознаграждаются богатством и титулом. Социально-обличительная мысль в драматургии Деннери звучала непоследовательно и приглушенно. Не углубляясь в сущность общественных противоречий и не давая философско-морального осмысления жизненных вопросов, мелодрама не могла пойти дальше филантропического, сентиментального сочувствия сирым и убогим. Основные идейно-художественные победы принесли французскому театру те драматурги, искания которых были направлены на решение больших идеологических задач, выдвинутых борьбой демократических сил. Первым из этих драматургов был создатель французской романтической драматургии Виктор Гюго. Ведущее место в развитии французского романтического театра заняла драматургия Виктора Гюго, величайшего представителя демократической и гуманистической литературы XIX века. Гюго родился в 1802 и умер в 1885 году. За время своей долгой жизни он был свидетелем трех революций, которые потрясли Францию.