Пьесы Мольера

На этой связи происходит новый углубленный пересмотр классического наследия. Требование проверить репертуар с революционных позиций иногда проявлялось слишком прямолинейно, принимало подчас даже наивные формы. Но основное стремление — подчинить театр задачам современности— было закономерным выражением идеологических требований революционной демократии Франции. После свержения монархии и казни короля на сцене уже не могли идти пьесы, в которых положительным героем выступал «благородный» монарх. Поэтому якобинская общественность настояла, например, на снятии с репертуара «Меропы» Вольтера, а в «Горации» Корнеля заменили появляющегося в пятом действии царя Тулла республиканским консулом. Даже пьесы Мольера не все оказались приемлемыми. Были сняты с репертуара «Жорж Данден», «Дон-Жуан», «Плутни Скапена».

Но зато с огромным успехом шел «Тартюф» (в финале которого, так же как и в «Горации», представитель революционной власти заменил королевского офицера), шли «Мизантроп», «Скупой» и ряд других пьес Мольера. Прорвавшаяся со стихийной силой ненависть народа к «господам» нашла выражение в том, что из пьес были изъяты все аристокра-тические титулы, а также обращения «господин», «сударыня» и т. д. Якобинские власти поставили и другой важнейший вопрос — о привлечении в театр широких масс народного зрителя. Так. декрет о регламентации зрелищ обязывал театры раз в неделю давать бесплатные спектакли. Стоимость их оплачивалась за счет республики, а билеты распределялись революционными комитетами. В борьбе за демократизацию театра якобинцы выдвинули проект создания национальных театров, которые бесплатно обслуживали бы народного зрителя и ставили бы пьесы патриотического характера. . Организация грандиозных массовых революционных празднеств, широко включающих элементы театрализации, входила органической частью в общее русло театральной политики якобинских властей. Но не все эти замыслы успели осуществиться. Победа буржуазной контрреволюции после 9 термидора II года (27 июля 1794 года, день казни Робеспьера) привела к власти реакционную верхушку буржуазии. «Термидорианское» правительство включило. ч систему террора против революционного народа разгром всех культурных завоеваний якобинского периода. Сюда входило немедленное запрещение пьес якобинского репертуара и уничтожение всех проектов организации массового народного театра.

В 1795 году перестал существовать Конвент, и вместе с ним была ликвидирована комиссия народного просвещения. Завершая процесс реакционной перестройки театра, правительство Директории передало театры в ведение полиции. Утвердившийся после завершения революции буржуазный общественный строй сделал все возможное, чтобы задушить революционную мысль, направить театр в сторону контрреволюционной пропаганды, насытить его безыдейной развлекательностью, подчинить буржуазно-охранительной мысли. Но сформированные в период якобинской диктатуры идеи массового, патриотического, народного театра не заглохли. Они с новой силой зазвучали в сознании последующих поколений и оплодотворяли искания передовых деятелей французской сцены не только в XIX, но и в XX веке. Атмосфера, в которой рождался и жил революционный театр и складывалось его стилистическое своеобразие, особенно ощутима в многочисленных празднествах революции, принявших с 1790 года поистине грандиозный, общенациональный характер.

Они родились из массовых манифестаций, в которых стихийно выражалось ликование народа. Вскоре все эти празднества были официально введены в общественный обиход и стали одним из самых мощных орудий массовой агитации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!