Показывая враждебность буржуазного общества
Виньи удается нащупать типичный конфликт эпохи. Он показывает гениального восемнадцатилетнего юношу, который гибнет, потому что в хищническом мире бессердечного чистогана нет места для него. Он голодает, и никто не протягивает ему руку помощи, а когда ему кидают оскорбительную подачку — предлагают место лакея,— он кончает жизнь самоубийством. Показывая враждебность буржуазного общества искусству, Виньи затрагивает одну из центральных тем литературы критического реализма. Белинский, неоднократно отмечавший консервативные позиции Виньи, указывает: «Альфред де Виньи, конечно, прав!. , эта история очень естественна и сбыточна, эта катастрофа очень возможна и неудивительна!» Жизненная достоверность темы позволяет Виньи избегнуть фальши и внешних эффектов, столь характерных для романтической драмы.
Фабула пьесы отличается исключительной простотой. Сам Виньи говорил о своей пьесе: «Это история человека, который утром написал письмо и ждет ответа до вечера; ответ приходит и убивает его. Здесь действие моральное составляет все… Если бы была возможна интрига еще менее сложная, я бы избрал ее!» Все действие пьесы, написанной прозой, простым разговорным языком, протекает в будничной обстановке — в доме фабриканта Джона Белла, у которого Чат-тертон снимает комнату. Тут сталкиваются два мира — мир грубого эгоистического расчета и мир душевной чистоты и жертвенного служения искусству. В доме властвует самодовольный и тупой Джон Белл; сюда заезжает после охоты циничная и развязная аристократическая молодежь; здесь зарождается молчаливая и самоотверженная любовь между женой Джона — Китти Белл и Чаттертоном. Любовно-лирическая линия пьесы развивается на конкретном социальном фоне. С мастерством большого художника лепит Виньи образ грубого и самоуверенного Джона Белла, нового хозяина жизни. В его уста Виньи вкладывает своеобразный катехизис капиталиста: «Земля принадлежит мне, потому что я ее купил; дома — потому что я их построил; жители — потому что я даю им кров, а их труд — потому что я за него плачу. По закону я прав». Прозорливость Виньи проявилась в том, что, показав неограниченную власть капиталиста, он противопоставил ему рабочих, выдвинув тему пролетариата. Глубокого значения полна сцена первого действия, в которой рабочие, придя в дом Джона Белла, просят принять обратно на фабрику их товарища, искалеченного машиной и уволенного Беллом. Но эта сцена и аналогичные ей ограничиваются лишь показом пролетариата и не играют реша-ющей роли в развитии конфликта драмы. В них проявился тот своеобразный демократизм, который характерен для аристократической мысли этих лет и объективная сущность которого заключалась в демагогическом провозглашении единства интересов аристократии и народа.
«Аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем, чтобы повести за собою народ»Не ограничиваясь образом Белла, Виньи показывает целую галерею представителей буржуазного общества, с которыми сталкивается его центральный герой. Некоторые из них не являются действующими лицами драмы (миллионер-домовладелец, преследующий Чаттертона за ничтожный денежный долг, продажный журналист, клевета которого больно бьет талант-ливого поэта, и т. д. ). Но упоминания о них расширяют социальный фон пьесы, позволяют Виньи показать неизбежность и закономерность гибели гения в мире собственников. Обличая представителей буржуазии, Виньи в то же время рисует паразитизм аристократии. Таковы образы «золотой» молодежи и лорд-мэра, выписанные беспощадными красками. Подобно Бальзаку, который, по словам Ф. Энгельса, «видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи», Виньи проявляет подлинную зоркость, показывая социальную бесплодность своего класса.