Политические идеи декларировались
Главная задача поэта — вложить свои политические идеалы в иную, не классицистскую форму. Пьеса отдает дань проникавшим уже в те годы романтическим настроениям с их тягой к ужасному. Но в ней, как и в двух предыдущих пьесах, мощно звучат гимн свободе и тирады против тирании. Эти два разных в своей сути начала присутствовали в пьесе параллельно, независимо друг от друга. Политические идеи декларировались, в сущности, прямо от автора, в лоб, а логика развития действия и логика «шекопиризованных» характеров с установкой на раскрытие мельчайших движений души уводили совсем в другую сторону, подчеркивая декларативность, «искусственность» политической линии трагедии. Автор ехал в Болонью в самом радужном настроении. Он предвкушал успех более грандиозный, чем тот, который выпал на долю его юношеского «Тиеста». Но трагедия с шумом провалилась, причем пожар на сцене, возникший в пятом акте от факела, довершил этот провал. Однако основная причина неуспеха «Риччарды» лежала в природе самой драматургии, искусственной и малопригодной для сцены. После «Риччарды» Фосколо уже больше не обращался к театру. В столе у него остались черновые наброски трех первых актов трагедии «Эдип»; они были опубликованы только в 1889 году. Он понял, что его удел как поэта иной. После возвращения австрийцев и крушения Итальянского королевства (1814) Фосколо вынужден был бежать из Италии. Последние годы жизни он провел эмигрантом в Лондоне, отдавшись целиком историко-литературным работам. В Ломбардию возвратились австрийцы, другие области Италии тоже постепенно вернулись под опеку своих старых властителей, а в 1815 году Венский конгресс санкционировал реставрацию старого порядка. Италия стала, по выражению австрийского канцлера Меттерниха, «географическим понятием». Но Меттерних жестоко ошибся. Уже в ближайшие годы в Италии обозначился новый подъем революционного движения, и это движение был не в силах подавить даже мощный «союз государей против народов» (как окрестил русский декабрист Николай Тургенев реакционнейший Священный союз). В эту эпоху карбонаризма и национальных революций на долю итальянского театра выпала ответственная роль. Армия Французской республики принесла Италии политическую свободу, создала привычку и потребность у людей к независимым суждениям, а гражданский правопорядок, водворенный Наполеоном на родине его предков, утвердил свободу буржуазного мышления в творчестве.
Австрийцам, когда они вернулись в Италию, казалось, что приходится иметь дело с другой породой людей, чем та, которую они знали до битвы при Лоди, выгнавшей их из Милана. И разумеется, они сейчас же стали принимать меры, чтобы вернуть население Ломбардо-Венецианского королевства (самой богатой и передовой области Италии, подчиненной австрийцам) к прежней покорности. Но это оказалось чрезвычайно трудным. Репрессии словно лишились былой действенной силы. Чтобы добиться былых эффектов, приходилось удваивать и утраивать полицейские меры. Примерно такая же картина наблюдалась и в других областях Италии, формально самостоятельных. А таких областей было еще семь: королевство обеих Сицилий (со столицей в Неаполе), Папская область, герцогства Тоскана, Парма, Модена и Лукка и на северо-западе — королевство Сардинское (со столицей в Пьемонте). Венский конгресс узаконил на основе принципа легитимизма (хитроумно измышленного Талейраном для оправдания реставрации Бурбонов во Франции) восстановление абсолютистской и клерикальной реакции. Повсеместно начался террор. Тюрьмы были набиты до отказа, смертные приговоры выносились без малейших колебаний. Отменялось все, что хотя бы отдаленно напоминало о революции. Если не считать некоторых реформ экономического характера, то были отменены все нововведения наполеоновского режима.