После гражданской войны
С 1830-х годов в связи с оживлением общественно-политической жизни аболиционизм проникает в литературу. Широкое развитие получает публицистика (Филипс, Гаррисон), расцветает аболиционистская поэзия (Уитьер и другие). На смену романтической литературе приходит аболиционистский роман, проникнутый реалистическими тенденциями (Хилдрет, БичерСтоу). После гражданской войны весьма ощутимо размежевание сил в американской литературе. Наряду с откровенно апологетической буржуазно-охранительной литературой созревает демократическое крыло, наиболее яркими представителями которого являются выдающиеся американские поэты Лонгфелло и Уитмен. Но большая литература критического реализма сформировалась в США лишь к концу XIX века, когда под влиянием разбойничьих империалистических войн, на путь которых встали Соединенные Штаты (испано-американская война 1898 года и другие), и обострения классовой борьбы рушились иллюзии американской демократии и многие писатели воочию увидели неприглядную действительность капиталистической Америки. Только тогда IB США вырастает литературная школа, открыто опирающаяся на великих реалистов — Золя и Толстого. Из этой школы и выйдут Норрис.и Драйзер, Лондон и Твен и многие другие писатели, поднявшие на небывалую высоту мировое значение американской литературы.
Но успехи американской литературы не нашли адекватного отражения в театре, который развивается значительно медленнее. Зависимость американского театра от европейских образцов, преследование его пуритански настроенными властями, откровенно деляческий подход к театральному делу, характерный для американских антрепренеров,— все это тормозило развитие театрального искусства. Отсутствие связи и взаимодействия с национальной литературой мешало созданию ориги-нальной американской драматургии.
Система «звезд», укоренявшаяся в театре США, разлагала его. И лишь отдельные театральные организмы, появившиеся во второй половине XIX века, передовые по своей идейной направленности и реалистическому мастерству, и отдельные талантливые актеры выделялись на общем фоне, прокладывая дорогу самобытному национальному театру США.