Развивая мысли Мадзини

До 1848 года страстный республиканец, Никколини к либералам относился как к национальному несчастью, полностью отрицая возможность возрождения Италии под властью папы и категорически протестуя против вмешательства католической церкви в политическую жизнь страны. Вслед за Мадзини Никколини провозгласил центральной задачей искусства борьбу за освобождение и объединение Италии. Для Никколини драматургия была важной формой общественно-политической деятельности, а в драматурге он видел прежде всего гражданина, пропагандиста, воспитателя. Именно убежденность в общественно-активной роли искусства вызывает у Никколини решительное неприятие немецкого романтизма, с его культом фантазии, утверждением бессилия человека перед роком, идеализацией средневековья. Но в то же время Никколини отвергает и французских романтиков за критическую, обличительную направленность их творчества.

В эстетической программе Никколини и Мадзини нашла прямое выражение ограниченность буржуазно-национальной революции. Игнорирование социальных вопросов было характерно для всех деятелей Рисорджименто, помыслы которых были направлены исключительно на борьбу за национальное освобождение Италии. Никколини прямо выступает против изображения в драме социальных пороков, полагая, что это помешает морально-воспитательному воздействию искусства и формированию героического и патриотического духа народа. Развивая мысли Мадзини, Никколини требует создания высоко идеальных образов. В своих трагедиях он отбирает тот исторический материал, который помогает ему акцентировать революционную устремленность его героев — патриотов и республиканцев, полных героического пафоса и романтической устремленности к подвигу. Трагедии его были всегда сознательно аллюзионны, вызывали у читателей и зрителей прямые ассоциации с современностью, звали к объединению Италии, освобождению ее от власти австрийцев, созданию демократической республики, уничтожению светской власти пап. Никколини начал свою деятельность в 10-х годах XIX века, и первые его опыты были вдохновлены музою Альфьери. Сюжеты его пьес были мифологическими. Но вскоре он понял, что политические лозунги и призывы к гражданским чувствам, заключенные в оболочку античной мифологии или истории, не могут произвести такое впечатление, как в устах итальянских исторических деятелей. Однако не сразу Никколини стал брать национальные сюжеты.

Первой пьесой его нового направления был «Навуходоносор» (1819). Герой ее — ассирийский царь. Сюжет как будто бы очень далекий от современности, но характеристика центрального героя и подбор лиц, его окружающих, сделаны были так, что публика сейчас же догадалась, что дело тут не в ассирийцах. Навуходоносор — это Наполеон, жрец Митран — папа Пий VII, мать царя Васти — Летиция Рамоллино, Амити — Мария-Луиза, министр Асфен — Коленкур. Успех пьесы был огромный. В момент ее первого представления Наполеон находился на острове св. Елены, окруженный ореолом страдальца. Как говорил о нем А. С. Пушкин, «народов ненависть почила», и итальянские патриоты теперь готовы были простить Наполеону и Кампоформийский мир и другие его грехи перед Италией. Помнили только его благодеяния. И Никколини, который в «Навуходоносоре» тепло обрисовал облик опального героя, приобрел не только тосканскую, но и общеитальянскую известность. В 1827 году появилась пьеса, укрепившая еще больше известность Никколини, — «Антонио Фоскарини». В это время Никколини очень увлекался Байроном, и в частности его венецианскими пьесами. Не без влияния Байрона он выбрал и сюжет этой трагедии. Действие ее происходит в Венеции. Молодой венецианский патриот, сын дожа Антонио мечтает свергнуть господство патрициата, поддерживаемого инквизицией. Он осторожно готовит выступление, но его губит любовь к девушке, которую родители выдают замуж за главу инквизиционного трибунала. Вернувшись после долговременного отсутствия из Венеции, Антонио застает любимую женой своего заклятого врага. При попытке увидеться с нею он попадает в руки полиции; его судят и казнят. Возлюбленная, неудачно пытавшаяся его спасти, лишает себя жизни.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!