Реализуя мечты Руссо
Новое качество театра после 1789 года определяется прежде всего повсеместным расширением зрительского контингента. Самый принцип свободной конкуренции, характерный для буржуазного общества, разрушал старую систему привилегированных монопольных театров, вел к неуклонному росту театральной сети и в столицах и в провинции. Еще просветители досадовали на ничтожные размеры театральных залов и с завистью вспоминали античные амфитеатры. Реализуя мечты Руссо, французская революция вывела театр на улицы и площади, создала массовые театрализованные празднества и зрелища. И, несмотря на то, что после революции все эти начинания были преданы забвению, театр XIX века в известной мере реализовал идеи просветителей.
Во всей Европе и в США с каждым годом увеличивалось количество театров, которые непосредственно ориентировались на массового зрителя. Народные театры венских предместий, бульварные театры Парижа, малые театры Лондона, бродячие труппы, а позднее стационарные национальные театры в Чехии, Венгрии, Румынии, театры народных читален в Болгарии — все это разные по содержанию и по художественному значению формы усиления связи театра с широкими массами. В зрительскую аудиторию значительно шире включаются рабочие и ремесленники, мелкая буржуазия городов, а в отдельных случаях и крестьяне (бродячие труппы Чехии, Венгрии, чешский кукольный театр и т. д. ). И в итоге — если в XVIII веке еще существовала непроходимая пропасть между привилегированными театрами и ярмарочными балаганами «для черни», то в XIX веке расстоя. ние между «высшими» и «низовыми» театрами все больше преодолевается. Театры, посещаемые народным зрителем, по художественному качеству перестают уступать аристократическим театрам. Здесь ставят свои пьесы лучшие национальные драматурги, здесь вырастают великие актеры. И этот рост художественного авторитета «низового» театра в конечном счете сметает систему монополий — их приходится отменить всюду, где они еще сохранились. Все это привело к количественному росту актерской массы и к сближению ее с демократическими кругами. В театре XIX века выросла плеяда выдающихся актеров, многие из которых были непосредственными участниками общественной борьбы, не только творчески, но иной раз и с оружием в руках защищая передовые идеалы своего народа, своей эпохи. Тип актера-гражданина, патриота, мыслителя сложился в театре французской революции. Освободительное движение последующих десятилетий выдвинуло фигуры Модена и Эгрешши, Кина и Бокажа, Фредерика-Леметра и Зейдельмана, Айры Олдриджа и М. Милло, Росси и Сальвини. Их творчество поднимало большие и сложные вопросы современной духовной жизни. Вокруг театра шли оживленные дискуссии, пресса мгновенно откликалась на любое театральное событие, рождалась театральная журналистика.
Театр становился важным фактором социальной и политической жизни. Это вмешательство театра в общественную борьбу было подготовлено просветителями. Но никогда творчество Лекена, Гаррика или Экгофа не носило такого открытого политического характера, как искусство Тальма, Модена, М. Милло, и никогда-великие актеры XVIII века не имели возможности обращаться к такой широкой зрительской массе. Актерское искусство XIX века в целом прошло огромный путь творческого развития. В конце XVIII века в театре повсеместно еще держались классицистокие традиции, наивысшее свое воплощение нашедшие во Франции периода революции 1789—1794 годов. Но уже Тальма ясно ощутил невозможность передать новое жизненное содержание, сохраняя абстрактность Классицизма и его строго регламентированные формы. Тальма вступил на путь исторической и психологической индивидуализации и конкретизации образов, тем самым проложив дорогу актерам романтического театра. Преодолевая рационализм и абстрактную идеализацию, ломая академические каноны, освобождаясь от жеманной утонченности аристократического театра и от грубого шутовства ярмарочных балаганов, актеры последующих десятилетий постепенно овладевали искусством воплощения исторических, социальных, бытовых черт, личного своеобразия человека.