Реформаторские начинания

Это стремление расширить жизненное содержание искусства и разрушить классицистский канон типично для творческой практики и теоретических позиций Тальма в период Реставрации. За три года до смерти Тальма делает даже попытку выступить в современной комедии («Урок старикам» Делавиня, 1823), хотя и не вводя в трактовку образа бытовые черты, а создавая обобщенный образ старого, великодушного, «благородного» буржуа, противопоставленного в пьесе аморализму аристократии. В годы Империи и Реставрации Тальма продолжил и развил свои реформаторские начинания, стремясь к углублению индивидуальной и психоло-гической характеристики героя.

Он продолжал работать над портретным гримом и сценическим костюмом, добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа. Начав с античного, Тальма ввел затем средневековый, восточный, ренессансный костюм. Порвав еще в годы своей сценической юности с напевной декламацией, Тальма непрерывно работал над речью, стремясь к осмысленной и эмоционально насыщенной читке стихов. Он сломал балетную округлость мизансцены классицистского театра, его условные «приличия». Он ввел на французскую сцену экспрессивную мимику и стремительную динамику выразительного, эмоционального жеста. Не случайно критик Жоффруа, убежденный защитник консервативно-рутинных позиций в сценическом искусстве, так яростно отрицал художественное новаторство Тальма.

Он упрекал актера в пренебрежении «пра-вилами», в отсутствии благородства, в «грубости», «пошлости», «недостатке вкуса и ума». «Его естественность слишком проста, а простота — очень «банальна», — писал этот выразитель идей театральной реакции, выдавая причину своей резкой враждебности к реалистическим и демократическим элементам искусства Тальма. Жермена де Сталь в противовес Жоффруа называла Тальма «образцом смелости и меры, естественности и достоинства», поразительным знатоком человеческого сердца и в своем описании его игры показывала, насколько глубже и правдивее раскрыл Тальма душевную жизнь человека, чем самые прославленные актеры XVIII века. В 1806 году Тальма был назначен профессором драматического класса Парижской консерватории (созданной в 1795 году и в 1806 году организационно реформированной приказом Наполеона) и много лет вел большую педагогическую работу. Следуя принципам классицистского метода обучения, Тальма обсуждал с учениками мельчайшие детали сценического поведения персонажа. На его уроках уточняли каждую интонацию, каждый жест, каждый мимический оттенок. Не допускалось ни малейшей неясности, связанной с расчетом на внезапный порыв вдохновения в момент сценической игры. Но, в отличие от других актеров, преподававших в консерватории, Тальма учил не только сценическим приемам. В его педагогической практике, как и в его сценической игре, намечалось преодоление классицистской догмы и усиление жизненной достоверности. Он пытался приучать будущих актеров вдумываться в конкретную ситуацию, определявшую поведение героя. «Не надо силы! — говорил он ученице, работающей над ролью Федры, —… подумайте о том, что Федра, уже давно терзаемая страстью, провела три дня без еды и три ночи без сна… ». Кризис классицизма, проявившийся в послереволюционном творчестве Тальма, отчетливо виден и в его теоретических взглядах на актерское искусство. В 1825 году он пишет в форме предисловия к изданию «Мемуаров» Лекена теоретический трактат, озаглавленный «Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве». В этом теоретическом труде Тальма продолжает отстаивать один из основных принципов классицизма — ориентацию на идеальную природу. Он восхищается многими произведениями и образами Корнеля, Расина, Вольтера, видя в них воплощение естественности и правды. Он считает, что трагический актер обязан обладать большей творческой энергией, чем комедийный, потому что трагик «вынужден покинуть круг, в котором он привык жить, чтобы устремиться в высшие области, куда гений поэта поместил существа, созданные его мыслью, облачив их в идеальные формы… ».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!


Warning: Unknown: open(/home/p205279/tmp/session/sess_793a17cd8a380e23e1844130c0b46269, O_RDWR) failed: Permission denied (13) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/p205279/tmp/session) in Unknown on line 0