Республиканско-героическая трагедия

Шенье изобразил здесь не идеальное воплощение отвлеченных страстей, а реальные события недавних дней, людей, стонущих под гнетом чудовищной социальной несправедливости. Живая злободневность этой пьесы придавала ей предельную эмоциональную заостренность. Центральные герои трагедии Шенье — мужественный страдалец, жертва фанатизма Жан Калас и страстный борец против религиозного мракобесия судья Лассаль — подводили к решению одной из важнейших задач революционного театра: к созданию образа положительного героя. Но вскоре в политических убеждениях Шенье начал совершаться тот поворот, который в дальнейшем привел его к отходу от революции. В феврале 1792 года была поставлена трагедия Шенье «Кай Гракх». По форме это типичная республиканско-героическая трагедия революционного классицизма. Взяв сю-жетом борьбу Кая Гракха с аристократическим сенатом за «свободу и интересы народа». (точнее говоря, за раздачу крестьянам государственных земель), Шенье противопоставляет антинародной демагогии и коварству аристократов-сенаторов высокое благородство Кая Гракха, его безграничную преданность интересам народа. Стремясь подчеркнуть дух героической приподнятости и суровой республиканской простоты, Шенье в ремарке прямо ориентирует мизансцену на знаменитую картину Давида «Клятва Горациев». В ее строгом величии и напряженной динамике Шенье ощутил близкий ему пафос гражданственности. И все же в трагедии «Кай Гракх» отчетливо слышны ноты политического примиренчества, того модерантизма (соглашательства), который в годы якобинской диктатуры станет равнозначным измене революции. Развитие конфликта в этой пьесе противоречит призывам к свободе, звучащим в монологах Гракха.

Когда дело доходит до открытого столкновения и негодование народа против сенаторов готово вылиться в восстание, Гракх сам останавливает толпу. Эта сцена — идейный центр пьесы. Тем самым трагедия при всем республиканском пафосе ее монологов объективно оказывается направленной против гражданской войны, против народной революции. По существу, здесь звучат жирондистские мотивы. И когда в последнем акте трагедии происходит вооруженное столкновение между народом и сенатом, объявившим Гракха вне закона, Гракх останавливает своих защитников и закалывается, чтобы успокоить революционную вспышку. Трагедия «Кай Гракх» вызвала серьезные нарекания в якобинский период. Однако она не была запрещена и даже сохранила репутацию «патриотической» пьесы. Этому помогли яркие сцены народного возмущения и патетика антитиранических монологов. Народ был одним из главных действующих лиц этой трагедии. Примиренческие мотивы еще больше усиливаются в следующей трагедии Шенье, «Фенелон, или Монахини в Камбре», поставленной в феврале 1793 года. Она вначале увлекла зрителя мелодраматической эффектностью разоблачения монастырских ужасов, но впоследствии была запрещена якобинской цензурой, потому что ее пафос был направлен на защиту абстрактной гуманности и терпимости. Замаскированный протест против якобинского террора еще отчетливее прозвучал в написанной вслед за «Фенелоном» трагедии «Тимолеон» (1794). Запрещение этой трагедии якобинскими властями явилось закономерным результатом политического отступления Шенье. Недаром «Тимолеон» попал на сцену только после падения Робеспьера. Шенье был также одним из значительнейших поэтов якобинского периода. В годы революции он создал ряд песен, в которых воспевал республику, равенство, разум, свободу, победы революционных войск.

Знаменитая «Песнь отправления» («Chant du depart») Шенье, ставшая военным гимном 1794 года, звучала почти наравне с «Марсельезой», потому что в ней нашла выражение непреклонная воля народа, его решимость идти на смерть для защиты завоеваний революции. В годы якобинской диктатуры Шенье написал и одну из наиболее вдохновенных аллегорических пьес-ораторий этого времени, «Лагерь у Гран-Пре, или Триумф республики», — подлинный патриотический гимн революционного народа. Так же как «Песнь отправления», эта пьеса стала вершиной революционной поэзии Шенье. Она воспевает победу революционных войск под Вальми.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!


Warning: Unknown: open(/home/p205279/tmp/session/sess_c207b00bed47378b9ee570a648d74cb8, O_RDWR) failed: Permission denied (13) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/p205279/tmp/session) in Unknown on line 0