Реставрации была чрезвычайно тревожной
Политическая атмосфера последних месяцев Реставрации была чрезвычайно тревожной и напряженной. В стране росло глухое недовольство. Экономический кризис и политика бессмысленной реакции, на путь которой стал Карл X, привели к созреванию революционной ситуации. Социально-политическая поэзия, которая расцвела во Франции в 1820-х годах (Бартелеми и Мери, Беранже и другие), завоевывает огромную популярность в эти последние дни власти Бурбонов. Театр не мог принять столь непосредственного участия в подготовке революции, так как был связан с цензурой.
Но предпосылки политического театра, которые складывались в конце 1820-х годов, дали бурные всходы после Июльской революции. Выпущенные правительством 26 июля 1830 года сверхреакционные указы («ордонансы») были толчком, нарушившим неустойчивое общественное равновесие. 27 июля начались революционные выступления, которые уже на следующий день перешли в массовое вооруженное восстание. Три дня боев в Париже и волна восстаний в ряде французских городов привели к победе революции. Династия Бурбонов перестала существовать. Среди восьмидесяти тысяч бойцов, сражавшихся на июльских баррикадах 1830 года, было много представителей художественной интеллигенции — поэтов, журналистов, драматургов, актеров, запечатлевших впоследствии в своем творчестве накаленную атмосферу трех героических дней. Парижские театры с громадным энтузиазмом и необычайной быстротой откликнулись на политические события. Поток пьес, отражающих политическую борьбу народа, залил сцены французских театров. 29 июля восставший народ овладел Тюильрийским дворцом и водрузил на нем трехцветное знамя революции. А уже 2 августа, когда мостовые еще были разрыты, а баррикады не разобраны, в театре Нувоте играли маленькую пьесу Вильнева и Массона «на патриотическую тему», где зрители увидели картины недавних боев, солдат, Перешедших на сторону народа, где пелись куплеты в честь студентов Политехнической школы, возглавивших многие революционные отряды. 17 августа в театре Водевиль была поставлена пьеса «27, 28 и 29 июля», авторами которой были Дювер и директор Водевиля, революционный деятель Этьен Араго. Здесь тоже показывались баррикадные бои, восторженно приветствовалось уничтожение цензуры, возрождение национальной гвардии и впервые появилась карикатурная фигура иезуита.
В пьесах первых революционных дней звучит еще радостное опьянение боем и уверенность в светлом будущем. В увлечении победой первое время не замечали беспочвенности этого оптимизма. В июльские дни 1830 года снова произошло то, что характерно для всякой буржуазной революции, — победив при помощи народных масс, буржуазия мгновенно захватила власть и пожала в свою пользу плоды героизма и кровавых жертв народа. Далеко не сразу широкие массы народа и демократической интеллигенции осознали результаты прихода к власти финансовой олигархии. Но ощущение недовольства и разочарования в результатах революции возникло очень быстро и питало оппозиционные настроения художников различных направлений и классовых позиций. Бульварные театры моментально отразили это общественное настроение.
Появились пьесы, драматизирующие тему, поднятую месяц спустя после революции Огюстом Барбье в знаменитом стихотворении «Добыча». Барбье скорбит об обманутом народе. С яростью и сарказмом обрушивается он на тех, кто, не принимая участия в боях, захватил добычу, завоеванную кровью народа. Эта тема проникает и на сцену. Уже в сентябре 1830 года появляются пьесы («Люди завтрашнего дня» Дэпаньи, театр Одеон; «Ярмарка мест» Байяра, театр Водевиль, и другие), изображающие представителей правящих кругов, которые во время революции трусливо прятались в укромных убежищах. Теперь они выдают себя за героев, толпятся в передней министров, получают назначения, пенсии, награды. А раненные на баррикадах рабочие и студенты, лишенные всякой награды, отправляются в госпиталь.