Роман XIX века
Но в то же время он несет в себе совершенно новое качество, которое не могло появиться ранее. Именно роман XIX века овладевает всей прозой жизни. Стремление художников-реалистов проникнуть в глубину экономических отношений, раскрыть социальную природу буржуазного общества приводит к появлению на страницах литературы детальных описаний различных видов финансовой деятельности, буржуазного законодательства, многочисленных форм собственности. Эти описания органически сочетаются с показом драматиче-ских судеб людей, тщетно пытающихся вырваться из тесных экономических оков, и весьма четко выраженным авторским отношением к изображаемому, материалу. Раскрывая сущность реалистического романа как нового вида литературы и объясняя причины, поставившие его «во главе всех других родов поэзии», Белинский подчеркивает, что в нем «соединяются все другие роды поэзии—и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого им события, и драматизм как более яркий и рельефный способ заставлять высказываться данные характеры.
Отступления, рассуждения, дидактика, нетерпимые в других родах поэзии, в романе и повести могут иметь законное место». В социальном реалистическом романе Стендаля, Бальзака, Диккенса и Теккерея этот «всеобъемлющий род поэзии» (Белинский) нашел яркое выражение. Органическое включение драматизма в повествовательный жанр, позволившее Белинскому говорить о «драме в форме повести и романа», дало возможность театру использовать богатые достижения этого нового рода литературы. Уже В. Скотт привлек внимание театра. В 1820-е годы в разных европейских странах появляются первые инсценировки его романов. В 1830—1840-е годы инсценировка широко. проникает на сцену. Именно с этого времени она занимает прочное место в репертуаре, удовлетворяя потребность театра в освещении больших социальных проблем современности (инсценировки романа Э. Сю, О. Бальзака, Г. БичерСтоу и многих других). Тогда же начинаются поиски путей создания реалистической драматургии, формирующейся параллельно романтической драме. Но для реалистической драматургии характерен иной принцип отношения к действительности. Романтическая драма с ее гневным протестом против грубой Жизненной правды и весьма туманными представлениями о движущих общественных силах хотя и расширила возможности изображения действительности, сломав классицистские жанровые нормы, но отвернулась от прозаизма реальной жизни, ушла в мир опоэтизированного идеального. Реалистическая драма XIX века, подобно роману, решительно обращается к грубой прозе жизни.
Становление реалистической драматургии тесно связано с разработкой принципов эстетики реализма (Стендаль) и опирается на опыт, накопленный просветителями. Первые попытки сломать прочно установившуюся поэтику драматических жанров и создать «серьезную драму» на повседневном прозаическом материале, который до той поры был лишь объектом комедии, были сделаны уже во второй половине XVIII столетия (Дидро, Мерсье, Лессинг, Шиллер и другие). Но просветительская социальная драма не могла до конца преодолеть иллюзорность третьесословных идеалов и неизбежно вставала на путь идеализации третьесословного героя, лишая его типичных жизненных черт и превращая в рупор авторских идей.