Романтизм шел по пути прямого показа

Подобно романтизму, критический реализм проникнут пафосом утверждения положительного начала. Но изменившаяся общественная обстановка диктует искусству новые пути обоснования идеального. Противоположность идеала и жизни, так ярко прозвучавшая в романтизме, углубляется в реалистическом искусстве. Однако если романтизм шел по пути прямого показа идеального, на нем концентрировал свое внимание, то критический реализм в первую очередь воспроизводит безобразную прозу жизни, беспощадно верно изображает всю неприглядность действительности, подчеркивает противоположность реального идеалу. В самом обличении реального заложено глубокое верование в прекрасное начало, которое выявляется в реалистическом произведении не непосредственно, а косвенно.

Часто вместо прямого изображения идеала в образе положительного героя художник-реалист передает свое отношение к обличаемой реальности путем столкновения борющихся в произведении сил, введением авторских рассуждений и т. п. Что же касается образа положительного героя, то критический реализм упорно стремится к его воплощению, но, следуя жизненной правде, вынужден показывать либо его внутреннее крушение при соприкосновении с буржуазной действительностью, либо трагическую гибель личности, способной лишь на моральное сопротивление. В понимании самого идеала реалисты XIX столетия, эти, по словам М. Горького, «блудные дети» буржуазии, не могут до конца преодолеть метафизичность, характерную и для просветителей и для романтиков. Работая в условиях складывания буржуазного общества, в период его мощного созидательного устремления вперед, они достаточно ясно осознают его социальные закономерности, но в первой половине XIX века еще не видят и не могут увидеть те конкретные классовые силы, за которыми — будущее. Потому с огромной прозорливостью и гуманистической силой они обличают безобразную действительность, а свой положительный идеал наделяют вечными признаками разумности, справедливости и красоты. В этом проявляется некоторая двойственность великих мастеров реалистического искусства середины XIX века. Этим определяется и то, что положительный идеал далеко не всегда находит в их произведениях чувственно-образное конкретное воплощение, выражаясь косвенно в той беспощадно-гневной оценке, которой они подвергают окружающий их реальный общественный мир. Потому искусство этих больших художников и носит по преимуществу критический характер. Критический реализм наследует и органически усваивает романтическую свободу в обращении со всеми канонами искусства прошлого. Романтики сокрушили границы между родами литературы, сломали веками царившие жанровые деления.

Отдавая предпочтение лирике и драматургии, они в то же время особое внимание уделяли роману, видя в нем неограниченные возможности для создания «универсального» искусства. Возникший уже в самом начале XIX века роман Новалиса, Шатобриана, Сталь и многих других ранних романтиков, пропитанный лиризмом и драматизмом, существенно отличался от романа прошлых веков. Из недр романтизма вырос и исторический роман Вальтера Скотта, который, по словам В. Г. Белинского, «дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству» и стал отправной точкой для реалистического романа XIX столетия. Творчество Скотта имело большое значение и для сценического искусства первой половины XIX века. Деятели романтического театра учились у Скотта слиянию воедино высокого и низкого, трагического и комического, точному воспроизведению колорита места и времени. Но главная заслуга Скотта заключалась в том, что он, преодолевая рамки романтического мироощущения, сумел показать за-висимость индивидуальной человеческой судьбы от борющихся эпохальных сил, поставил в центре анализ социальных закономерностей и раскрыл объективную логику исторического прогресса.

Потому Бальзак и называл его своим учителем. Ведущей формой реалистической литературы стал роман. Социальный реалистический роман XIX столетия усваивает все то, что накопили в своем творчестве и Сервантес, и Фильдинг, и Руссо.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!


Warning: Unknown: open(/home/p205279/tmp/session/sess_46b17567c273a59e58b7c909d1c34667, O_RDWR) failed: Permission denied (13) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/p205279/tmp/session) in Unknown on line 0