Росси в 1877 году
Особое место в жизни Росси занимают его связи с Россией. После Ристори здесь не был ни один итальянский актер. Росси в 1877 году дал двадцать четыре спектакля в Мариинском театре в Петербурге и двенадцать в Большом театре в Москве. Он показал «Отелло», «Короля Лира», «Макбета», «Ромео и Джульетту», сыграл здесь премьеру «Людовика XI». Успех был громадный, особенно у студенческой молодежи, которую Росси всегда называл своей любимой публикой. Он отмечает исключительную чуткость русского зрителя и то, что Шекспира здесь понимают лучше, чем в Англии. На обеде в его честь, данном по инициативе А. Н. Островского и Н. Г. Рубинштейна, была оглашена речь Островского, который по нездоровью сам приехать не смог. Островский от Общества драматических писателей благодарил артиста за оживление русской сцены творениями Шекспира: «Тут красота, сила и правда, и мы высоко чтим поэта-творца, артиста-исполнителя».
В знак своего уважения к русской нации и восхищения ее великим поэтом Росси поставил в свой бенефис в Москве «Каменного гостя», а в следующий приезд — «Скупого рыцаря» в прозаическом переводе своего секретаря Брицци.
Росси был в России несколько раз. Весной 1895 года он сыграл в Москве, а затем в Петербурге трагедию А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», до того на русской сцене не ставившуюся вследствие запрещения цензуры. Роль Грозного была последним созданием Росси. Готовился он к ней около четырех лет, тщательно изучал эпоху, стремясь как можно полнее воссоздать образ царя Ивана. Росси очень волновал.прием русского, особенно московского, зрителя. За исполнение роли Грозного ему был поднесен диплом почетного члена Общества любителей российской словесности.
В России же в 1896 году Росси отпраздновал пятидесятилетие своей артистической деятельности. Эта поездка была его лебединой песнью. Последние спектакли он играл в Одессе уже больным. На просьбы друзей прервать гастроли Росси ответил: «Рабочий и солдат нередко гибнут на своем посту. Я — рабочий и солдат сцены и хочу умереть на сцене». Он скончался от болезни сердца в Пескаре на обратном пути из России во Флоренцию. Его похоронили в Ливорно. Месяц спустя в Риме состоялся траурный концерт, на котором присутствовали все артисты столичных театров, много приезжих, был поставлен бюст Росси и с чтением стихов Данте выступили Ристори и Сальвини. В Ливорно еще при жизни Росси был открыт музей его имени, и трем театрам Италии — в Пизе, Бергамо и Прато — присвоено его имя.
Росси был человеком широкообразованным и обладавшим незаурядным литературным дарованием. Он написал несколько пьес, из которых две — «Адель», созданная для Ристори, и «Молитва солдата» — пользовались в свое время немалым успехом. Ему же принадлежит первый перевод на итальянский язык «Юлия Цезаря» Шекспира. Главную ценность наследия Росси представляют «Этюды о драматическом искусстве», статья «Актер и автор», три тома мемуаров «40 лет артистической жизни» и автобиографические письма к его другу, писателю Анджело Губернатису.
Принадлежа к школе Модена, которую Росси считал «величайшей из всех драматических школ», он определяет ее сущность как.правдивость переживаний. Росси называет ее «натуральной» и противопоставляет ей школу «академическую, декламационную».
«Выражения чувства, страсти,— говорит он,— должны вытекать прямо из сердца актера». Росси с негодованием отзывается о «Парадоксе об актере» Дидро и утверждает, что перевоплощение в образ не только возможно, но «что именно оно отличает художника от ремесленника. Сценический образ есть результат отождествления личности артиста с изображаемым лицом.
Отличие сценической правды от жизненной заключается в том, что она должна быть артистична: «истинное чувство должно согласовываться в общей гармонии» с внешними средствами его выражения. Иначе говоря, внутренняя техника должна сочетаться с внешней.