Санкюлоты приводят каждого из королей на цепи
Перед зрителями появляются «зловредный и коварный зверь» — император австрийский; испанский король, на лице которого написаны «глупость, ханжество и деспотизм»; «безнравственная и бесстыдная» русская царица Екатерина II; «чудовище в тиаре» — папа римский и другие. Их спускают с цепи. Оставшись одни, они сразу же затевают грызню и драку. Извержение вулкана завершает эту фантастическую буффонаду, в которой беспощадная политическая карикатура сочеталась с глубоким патриотическим чувством. Речи санкюлотов в этой пьесе — это взволнованные ораторские выступления, насыщенные ненавистью к угнетателям и гордым сознанием величия народов, свергших иго деспотизма. Характерно, что и в этой плебейско-демократической пьесе звучат руссоистские мотивы.
На остров высаживаются друзья Старца — дикари. Представляя их санкюлотам, Старец говорит: «Эти дикари — наши учителя свободы», «ибо они никогда не имели королей». Просветительская концепция «естественного человека» полностью разделяется драматургом-санкюлотом. Множество пьес якобинского периода посвящено военной теме. Мелодрамы и водевили, трагедии и оратории с одинаковой взволнованностью проповедовали идеи справедливой республиканской войны, воспевали героизм народных масс, защищающих завоевания революции. Трагедии нередко раскрывали эту же тему на античном материале. Характерной особенностью этой драматургии явилось выдвижение на первый план массы как основного героя. Проблема массового спектакля впервые на французской сцене возникла именно в театре якобинского периода, ибо он стремился выразить патриотическое воодушевление народа, раскрыть всенародный характер революционной войны. Большое идеологическое значение имела группа пьес, посвященных бытовой и моральной проблематике. Деятелям 1793— 1794 годов в высокой степени присуще было ощущение гигантской исторической значимости творимых ими событий и дел.
Они рассматривали себя и своих современников как созидателей прекрасного и свободного мира будущего. Республиканец воспринимался поэтому как человек страстной целеустремленности, высокой, гражданской доблести, как патриот, который мужеством и ясностью своего нравственного мира был подобен легендарным героям античности. Драматургия, посвященная моральной теме, помогала формированию нравственного идеала личности, видя его прежде всего в беззаветном служении родине и утверждая неразрывную слитность личных интересов и общественного долга. Пьесы этого типа разоблачали политических приспособленцев, соглашателей и спекулянтов, противопоставляя им честных республиканцев. Стремление драматургов пропагандировать порожденные революцией исторически небывалые черты морали и быта необычайно расширило круг проблем, сюжетов и образов. Драматургия поднимала большую философско-этическую проблематику, связанную с формированием нового типа человеческой личности, и в то же время откликалась на злободневные события, установление новых обычаев (например, на декретированное Конвентом обращение на «ты», введение республиканского календаря, разрешение разводов, отмену безбрачия духовенства и пр. ). Драматургия санкюлотов, созданная за четырнадцать месяцев якобинской диктатуры, носит следы торопливости. Но художественная незавершенность, приводящая многие к прямолинейной тенденциозности и плакатности, не снимает большого исторического значения якобинской драматургии — первого в истории человечества образца массовой, политической революционно-плебейской драмы.