СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
По мере развития капитализма в стране дух предпринимательства проникает и в американское театральное дело. В 20-х годах XIX века в крупнейших городах Соединенных Штатов появляются все новые театры, во главе которых стоят ловкие дельцы-антрепренеры. Однако интенсивная деятельность большинства театральных организмов, быстрый рост их численности отнюдь не являлись показателем их высокого художественного уровня.
Мало изменилось положение и к середине XIX века. Высказывания Ирвинга полностью перекликаются с впечатлениями Уолта Уитмена, опубликованными в 1897 году. «Из всех «низших» мест, где царят пошлость и дурной вкус, лишь порою едва смягчаемый, нью-йоркские театры, за исключением театра Парк, должны быть упомянуты в первую очередь»,— писал Уитмен.
Наличие баров в верхних ярусах театров, шумное и бесцеремонное поведение зрителей в зале, дурное освещение, грязь — все это усугубляло общую безрадостную картину и способствовало антитеатральной политике, которую пуритански настроенная буржуазия продолжала проводить и в XIX веке. Однако находились дельцы, заинтересованные в извлечении выгоды из театрального дела. Они ловко обходили преграды, используя давно испытанные методы маскировки. Так, в Бостоне в 1841 году театр был организован при музее и скрывался под вывеской «Бостонский музей и Галерея изящных искусств».
Общее состояние театра Америки в начале XIX века и его репертуар обусловили и уровень исполнительского мастерства, о котором так красноречиво и насмешливо рассказал Ирвинг. Однако постепенно искусство американских актеров становилось более зрелым. В процессе своего формирования они испытали сильное влияние английских актеров, и все же это была единственная область театральной культуры, где национальная самобытность американского народа проявлялась наиболее самостоятельно и ярко.
Несмотря на то, что великие американские писатели XIX века — Купер, В. Ирвинг, Бичер-Стоу, Лонгфелло, Уитмен — не имели непосредственного отношения к театру, созданная ими национальная литература сыграла огромную роль в формировании американского актерского искусства. Эта литература воспитывала в наиболее передовых мыслящих актерах пафос национального самоутверждения и своеобразный, типично американский по своему характеру демократизм, обусловивший в свою очередь непосредственность, простоту американских актеров и некоторую патетичность их искусства.
В XIX веке в США выдвинулась плеяда талантливых мастеров сцены. Их имена получили известность далеко за пределами Америки — Юний Брут Бут, Эдвин Форрест, Шарлотта Кашмен, Айра Олдридж, Эдвин Бут, Луиза Лейн, Джозеф Джефферсон.
Наплыв в Соединенные Штаты актеров-гастролеров из Европы, главным образом из Англии, не прекращался с момента появления в стране первых театральных представлений. Эдмунд Кин, Чарльз Макреди, Чарльз и Фанни Кембл были тесно связаны с американской сценой. В более позднее время в историю американского театра вошло имя знаменитой польской актрисы Хелены Моджеевской, жившей и выступавшей в Соединенных Штатах. Известно немало актеров-англичан, которые, покинув родину, обосновались в Северной Америке и приняли американское подданство. Их дети были уже американскими гражданами и актерами.
Одним из наиболее выдающихся американских актеров — выходцев из Англии в первой половине XIX века был широкоизвестный трагик Юний Брут Бут (1796—1852).
Юний Бут родился в Лондоне, в семье адвоката. Его отец был ярым республиканцем. В годы войны американских колоний за независимость он отправился в Новый Свет, чтобы бороться против английской метрополии. Ричард Бут был арестован и препровожден на родину, где с той поры пребывал в немилости. Это обстоятельство, однако, не уменьшило его любви к Вашингтону, его преклонения перед идеалами свободы и справедливости, которым он остался верен до конца своих дней. Это преклонение он передал своим сыновьям. Не случайно своего старшего сына он назвал иМенем знаменитого римского республиканца.