Шекспир учил не бояться
Романтическое восприятие Шекспира было несколько односторонним. Романтики видели в нем прежде всего вольного гения, не подвластного никаким «правилам». Для них Шекспир был воплощением культа фантазии, Л1чем не ограниченной игры воображения. Его могучих героев они наделяли романтическими чертами. И все же обращение к Шекспиру было глубоко плодотворным, помогало слому рационалистических канонов и рождению новых форм драмы. Шекспир учил романтиков глубоко заглядывать в человеческую душу, искать в ней потаенное, обнажать внутренние метания человека. Шекспир учил не бояться показа противоречий в жизни, изображать характер героя в развитии. Романтики переводили Шекспира, обогащая тем самым репертуар своих национальных театров. А величайшие романтические актеры — Э. Кин, Л. Девриент (в России— П. С. Мочалов) — непосредственно вливали в образы Шекспира свой протестующий дух, утверждение величия человека. Таким образом, романтизм знаменовал начало качественно нового этапа в развитии театрального искусства XIX века. Великие открытия романтизма в области художественного познания и отражения действительности подготовили и во многом определили расцвет в середине XIX столетия искусства критического реализма.
Развитие театрального искусства также пошло реалистическим путем. Хотя в западноевропейской драматургии критический реализм не нашел яркого воплощения, но он дал направление всей театральной культуре в целом начиная с середины XIX века. Мощного расцвета достигает критический реализм в актерском искусстве (К. Зейдельман, Э. Го, Э. Росси, Т. Сальвини и другие), реалистические тенденции намечаются в молодом искусстве режиссуры (К. Лаубе, Э. Вестрис, С. Фелпс и другие). Реалисты XIX века были наследниками и продолжателями просветительского реализма XVIII столе/ия (Дидро, Руссо, Фильдинг, Дефо и другие), но это наследование происходило опосредствованно через романтизм, который внес ряд коренных изменений в исходные философские, моральные и эстетические установки, во многом углубил и расширил пред-ставление об окружающей художника действительности. Становление критического реализма в странах Западной Европы было теснейшим образом связано с процессом вызревания буржуазного общества и его основных противоречий. Потому первые яркие образцы искусства критического реализма Западной Европы появились в наиболее буржуазно развитых странах, в первую очередь во Франции и Англии. Здесь же оформились уже в 1820—1830-е годы эстетические принципы реализма, нашедшие выражение в теоретических сочинениях Стендаля и Бальзака, Теккерея и Диккенса. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы критический реализм сложился позднее. Во второй половине и даже в конце XIX века здесь появляется плеяда крупных художников-реалистов, таких, как Ожешко и Прус в Польше, Неруда и Ирасек в Чехии, Караджале в Румынии, и многие другие. Развитие критического реализма на первых порах хронологически совпадает с расцветом романтизма.
Так, во Франции в 1820—1830-е годы празднуют победу романтики Гюго, Виньи, Ламартин и в то же время выступают реалисты Мериме, Стендаль и Бальзак. Более того, подчас в искусстве одного и того же художника сложно переплетаются романтические и реалистические тенденции (В. Скотт). В творчестве ряда крупнейших деятелей литературы и театра можно легко проследить процесс эволюции от романтизма к реализму (Байрон, Гейне, Мицкевич, Фредерик-Леметр и другие).