Свободолюбивые веяния

Политическая идеология Монти выражала новую фазу в эволюции политических настроений страны. У Альфьери борьба против тирании и борьба за свободу носила до некоторой степени отвлеченный характер. У Монти свободолюбивые веяния и национальная идея облекались в такую оболочку, которая отвечала требованиям момента. Якобинский патриотизм с самого на-чала отождествлялся со стремлением к единству.

Именно единство Италии рассматривалось теперь как панацея против всего того, что приводило Италию к бедствиям и невзгодам. Эту-то идеологию и проводил Монти с большим талантом в своем «Кае Гракхе». Правда, у Монти либеральные, патриотические, объединительные стремления сочетались в годы Империи с верой в Наполеона, от которого он ждал всевозможных благ для своей страны. В Наполеоне он видел не предателя революции, а ее естественного продолжателя и завершителя. Ипполито Пиндемонте (1753—1828) по складу своего характера и по общественным устремлениям был полной противоположностью Монти, с которым он, впрочем, находился в самых дружеских отношениях.

Выйдя из знатной и богатой семьи, Пиндемонте по своему воспитанию и идеологическим принципам стоял в стороне от треволнений общественной жизни, занимал сознательно позицию социального нейтралитета. Крупный поэт, переводчик «Одиссеи» Гомера и «Георгик» Вергилия, он создал памятник гражданской поэзии-—небольшую поэму «Франция», в которой воспел созыв Генеральных штатов, знаменовавший начало революции, ее умеренно конституционную стадию. Якобинская диктатура разрушила просветительские иллюзии Пиндемонте. Это не значит, что у Пиндемонте не было своих политических идеалов. Он был типичным сторонником конституционных взглядов английского типа. Но изолированность от активного участия в общественной жизни страны придавала его убеждениям абстрактный характер. А понимание несбыточности своих идеалов в условиях наполеоновской Италии заставило Пиндемонте и вовсе отойти от разработки каких-либо гражданских тем. Большое гражданское звучание имело драматургическое творчество Пиндемонте.

Им написаны четыре трагедии — «Улисс», «Гета и Каракалла», «Этиокл и Полиник» и «Арминий». Три первые пьесы успеха не имели. Успех «Арминия» был большой, несмотря на то, что сам автор скептически смотрел на свою пьесу, не видя в ней ни малейших сценических достоинств. Работу над «Арминием» Пиндемонте начал еще в 1797 году, после заключения Кампоформийского мира, когда многие итальянцы, возлагавшие на Бонапарта надежды как на освободителя, были жестоко разочарованы уступкой Венецианской области австрийцам. Завершил он «Арминия» в 1804 году. В своей трагедии Пиндемонте изображает борьбу германского племени херусков не против римлян, как требовала историческая традиция, а против того самого Арминия, который был вождем херусков в борьбе против Рима. У Пиндемонте Арминий— не герой освободительной войны, а тиран, с которым ведет борьбу его собственный народ под предводительством патриота Тельгаста. Арминий, подстрекаемый своим единомышленником Гисмондом, пытается узурпировать власть и объявить себя королем. Как естественное возмездие за неправое дело Арминия постигает гибель. По своей теме трагедия Ипполито Пиндемонте близка к лучшей трагедии его брата Джованни «Ипато Орсо». И тут и там речь идет о попытке насильственного присвоения власти и узурпатора народных прав ожидает смерть. Но если трагедия Джованни Пиндемонте была страстной декларацией против тирании вообще, то «Арминий» построен на прямых аллюзиях с современностью. Арминий— это портрет Наполеона, который в 1804 году перестает кокетничать с республиканскими идеями, объявляет себя императором и из защитника свободы французского и итальянского народов превращается в завоевателя и тирана.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!