Театр XIX века

В странах же Западной Европы в первой половине и середине XIX столетия господствующее положение в театре заняла буржуазно-охранительная драматургия. Родившись уже в в 1820—1830-е годы (Скриб), она особенно пышно развилась в середине и третьей четверти XIX века (Дюма-сын, Ожье, Робертсон и другие): Расцветая в период, когда после революций 1848 года большое искусство критического реализма все больше проникается идеями социального пессимизма (Флобер, поздний Диккенс и другие), эта драма спокойно проходила мимо кардинальных жизненных проблем ограничивалась легкими замечаниями в адрес буржуазной действительности, демагогически утверждая своего насквозь буржуазного положительного героя.

Все больше проникают в драму объективистские натуралистические тенденции. Не ставя перед собой задачи обнажения чудовищных язв капиталистического строя, нисколько не стремясь к широкому охвату жизненного материала, авторы пользовались всеми испытанными средствами построения драматического произведения и легко укладывались в рамки старой драматургической поэтики. Но хотя в середине XIX века реалистическая драматургия так и не поднялась до уровня романа, реализм нашел свое выражение в театральном искусстве. Театр XIX века жадно впитал все достижения современной теоретической мысли, литературы и искусства, хотя условия существования очень часто мешали его прогрессивному развитию и созданию атмосферы творческих исканий. Как и во всех областях идеологии, в театре шла острая идеологическая борьба.

Демократическая культура пробивала себе дорогу в постоянных боях с культурой господствующего класса. Развиваясь в условиях победившего капиталистического строя, театр был подчинен его законам. Это раньше всего сказалось в наиболее буржуазно развитых странах, где театры в большинстве случаев становились просто коммерческими предприятиями. В погоне за прибылью ловкие дельцы ориентировались на вкус буржуазного зрителя, подчиняли этому репертуарную политику, нередко ставя препятствия для проникновения на сцену лучших образцов современной драматургии и мешая крупнейшим мастерам сцены воплощать их творческие замыслы. Это приводило к постепенно нарастающему отрыву буржуазного театра от большой литературы, к утверждению в репертуаре умело скроенной, внешне эффектной, насквозь буржуазной по своей идейности «хорошо сделанной пьесы». Консервативная идеология воздействовала на актерское искусство, отрывая его от народных корней, от передовой идейности, лишая его гуманистического пафоса. Засилие в репертуаре буржуазной драматургии, лишенной больших идеалов и социально значительных тем, лишало актера идейной окрыленности, нередко приводило к тому, что подлинная правда и глубина подменялись мелким бытовым правдоподобием. Буржуазный коммерческий театр толкал актеров к погоне за кассовым успехом, порождал культ мастерства при безразличии к идейной сущности репертуара. Правящие классы упорно сопротивлялись демократизации театра. Достаточно вспомнить, что в самой передовой буржуазной стране — в Англии — театральная монополия держалась до 1843 года. В Чехии, Болгарии, Румынии, Венгрии австрийские или турецкие власти преследовали и запрещали национальный театр, не без основания видя в нем орудие поднимающегося национального самосознания. Но все эти обстоятельства не могли помешать расцвету театра, который впитал лучшие завоевания цивилизации XIX века и в свою очередь обогатил культуру новыми открытиями.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3,67 out of 5)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!