Трагедии Альфьери

Никколини и Маренко были не единственными представителями итальянской романтической драмы. Они были лишь наиболее крупными.

Помимо них в 1830-х и 1840-х годах работали для сцены и другие драматурги, которые старались, пользуясь историческими сюжетами, показывать на сцене кипение страстей и подыскивать поводы для политических лозунгов, созвучных и беспрестанно нараставшим революционным настроениям. Когда Альфьери высказывал свои взгляды на роль актера в будущем и на характер актерского мастерства, он указывал, что с такими актерами, которые сегодня играют Александра Македонского, а завтра Бригеллу, нельзя создать настоящего театра. Альфьери очень скептически относился к возможности перевоспитать наиболее многочисленную часть итальянских актеров, старых паладинов комедии масок и репертуара Гольдони. Чтобы театр был достоин драматургии Рисорджименто, необходимо было не только совершенствовать мастерство старых актеров, но и создавать совершенно новые актерские кадры. Пока «а сцене царила комедия Гольдони, романтический и трагедийный репертуар играл второстепенную роль, и это мешало появлению больших трагических актеров. Так продолжалось, во всяком случае, до якобинского периода. Театральная ситуация изменилась с приближением нового политического сдвига, выдвинувшего настоятельнейшее требование трагедии.

Поначалу в трагедиях Альфьери, как и в других революционных пьесах, играли те же ненавистные Альфьери актеры-профессионалы, сжившиеся с репертуаром Гольдони и не забывшие еще своих импровизационных триумфов в комедии масок. Но по мере того как трагедия все более утверждалась на сцене, выдвигались и новые актерские кадры. Их отечески приветствовал, спускаясь иногда с олимпийских высот, сам Альфьери, не отказывавшийся приходить иной раз в репетиционные часы на сцену флорентийского театра, чтобы режиссировать свои пьесы. Эти новые актеры представляли собой чаще всего молодежь, если и не всегда принадлежавшую к зажиточным семьям, как того хотелось Альфьери, то, во всяком случае, с первых же шагов на сцене старавшуюся приспособиться к требованиям нового репертуара. Но были среди них и ветераны старой сцены, честно перестраивавшие свое мастерство. Таков был, например, Петронио Дзанерини — актер, который начал свою карьеру у Антонио Сакки и играл в поздних пьесах Гоцци, его драмах «второй манеры». Выступления его сопровождались таким успехом, что Гоцци называл его первым комедийным актером Италии. После распада труппы Сакки в 80-х годах XVIII века Дзанерини пошел бродить по разным провинциальным сценам. О его деятельности становится известно вновь в конце 1780-х годов, притом в таких ролях, которые не имеют ничего общего с его прежним репертуаром. Он подряд выступает в двух трагедиях Монти — «Аристодем», где его видел и оставил о нем похвальный отзыв Гёте, и «Галеотто Манфреди». Этот факт показывает, что, по-видимому, в течение нескольких лет, примерно между 1783 и 1787 годами, итальянская сцена переживала существенные перемены. Карьера Дзанерини развертывалась в этом новом направлении вплоть до 1802 года, когда он окончательно ушел со сцены.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!