Трагедии Шатобриана и Констана

Трагедия Шатобриана была принята театром Французской Комедии к постановке, началась подготовка декораций, костюмов, музыки. Но постановка «Моисея» не осуществилась. Друзья Шатобриана, понимавшие, что в 1828 году «Моисей» не может удовлетворить требования зрителя, советовали ему не рисковать своим авторитетом. Хотя трагедии Шатобриана и Констана прямого влияния на развитие французского театра не оказали, появление их было весьма симптоматично для переходной эпохи. Наряду с трагедией в привилегированных театрах культивируется и жанр комедии (Пикар, Дюваль). Но классицистская комедия этих лет утрачивает большую политическую тему, ее сатирическая направленность ослабевает. Изредка подвергая легкой критике отдельные стороны действительности, авторы комедии ограничиваются созданием развлекательной драматургии, построенной на незначительных мелких конфликтах. Комедия победившего буржуазного общества отходит от великих национальных комедийных традиций. На сценах привилегированных театров идут преимущественно произведения классицистской драматургии.

Однако все чаще даже в эту цитадель высокого искусства проникают пьесы, близкие по своим жанровым признакам к мелодраме. Таким образом, вопреки репертуарной политике Наполеона происходит расшатывание основ классицистского репертуара. Интенсивной жизнью в период Консульства и первых лет Империи живут бульварные театры. Они по-прежнему привлекают толпы массового зрителя, растет мастерство их актеров. Правительству Наполеона, несмотря на преследования, не удается задушить демократические театры Парижа. Официальная театральная политика направляется на то, чтобы придать деятельности этих театров охранительное звучание. Это находит выражение прежде всего в репертуаре. В борьбе с революционной идеологией драматургия бульваров нередко проповедует идею классового мира, подменяя социальную проблематику сентиментально-моральной. Во многих пьесах открыто звучат ноты социальной демагогии. Характерны многочисленные произведения, действие которых развертывается в крестьянской среде.

В мелодрамах и водевилях первых десятилетий XIX века отражается процесс буржуазного развития французской деревни, на первый план выдвигается образ крепкого собственника. Здесь идеализируются те самые фермеры, которые, получив от наполеоновского правительства мелкий земельный надел (парцеллу), «беспрепятственно могли пользоваться только что доставшейся им французской землей и удовлетворить свою юношескую страсть к собственности»Огромное место в репертуаре заняли развлекательные пьесы, задача которых заключалась в том, чтобы отвлекать народные массы от насущных вопросов социальной и политической жизни. В этой связи показательна эволюция водевиля. Утратив революционное содержание, он превращается в конце XVIII и начале XIX века в бездумный пустячок, не имеющий не только жизненно важного содержания, но даже элементарной логики и здравого смысла. Чаще всего в нем действуют повторяющиеся персонажи — Каде-Руссель, эксцентрически забавный лукавый простак, или Жокрис, наивный, вечно попадающий впросак персонаж. Комизм этих водевилей строится исключительно на фарсовых приемах: герои их попадают в самые невероятные положения (в одном из водевилей Каде-Руссель, пострадав во время кораблекрушения и вытащенный сетью из морских глубин, изображает осетра!). Комизм водевиля усиливается широким использованием диалектов, искажением французского литературного языка. Популярности водевиля способствовала плеяда блестящих актеров малых театров Парижа. Их творчество, продолжая традиции ярмарочных и бульварных театров XVIII века, носило ярко выраженный демократический и национальный характер. В конце XVIII и в первые годы XIX века одним из любимейших актеров Парижа был знаменитый «простак» водевиля ЖанЖозеф Брюне (1766—1851). Наивная дурашливость и напыщенная глупость его Жокрисов и Каде-Русселей потешали зрителей театров Сите, Монтансье, Варьете. Мастер трансформации, Брюне играл и острохарактерные роли комических стариков, и женские роли (например, Золушку!), став одним из основоположников французской школы водевильного актерского искусства.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!